Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Тюрдьо Елена Аркадьевна (helenamilyaeva@rambler.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 (МОУ СОШ №40), г. Шахты

Аннотация
В статье рассматривается целесообразность информационно-культурологического подхода в преподавании английского языка. Методические рекомендации могут быть полезны для учителей школ.
Литература
1. www.dreamenglish.com
2. www.languages-study.com
3. www.cambridgeenglishonline.com
4. www.rusedu.ru
5. www.bbc.co.uk
6. www.cambridgeenglishonline.com
7. http://national.gallery.ca
В Концепции образования отмечается, что переход к информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, придают особую важность коммуникабельности и толерантности. Изменяется культурное содержание образования, которое в большей степени становится поликультурным, а, следовательно, повышаются требования к знаниям особенностей различных мировых культур, иностранных языков. Человеку необходимо обладать ключевыми компетенциями, которые помогали бы ему адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям современного общества: грамотностью в области ИКТ (умение всегда найти нужную информацию) и поликультурностью, которая базируется на знаниях, коммуникативности и толерантности.
Учитывая тенденции в образовательной системе, уместен выбор информационно-культурологического подхода к преподаванию английского языка, поскольку он способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции в поликультурной среде, т.е. обеспечивает достижение практической цели обучения ИЯ – умение общаться на неродном языке с представителями других культур.
Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. Овладеть ИЯ-ом значит развить все виды речевой деятельности и культуру речи. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет развивать эти составляющие в комплексе. Методические возможности средств ИКТ, а также то, что ИЯ – это прекрасный способ познания чужой культуры не раз отмечались в литературе.
Аудитивные навыки различия английских звуков, артикуляционные, ритмико-интонационные произносительные навыки можно формировать, используя прием визуализации произношения через программу «Профессор Хиггинс». На практических занятиях по отработке произношения целесообразно использовать программу «1С: Образовательная коллекция. Английский для школьников», курс английской фонетики, которой содержит уникальную методику коррекции произношения. Программа объясняет, как правильно произнести звук или слово, дает образец, показывает график и предлагает повторить в микрофон. Затем показывает график вашего произношения и дает оценку. Для работы над произношением в меню программы можно выбрать пункты: «звуки», «слова», «фразы», «диалоги», «стихи» и т. д.
С целью совершенствования фонетической стороны речи можно петь песни на английском языке. Песня не только позволяет ввести новую лексику, познакомить с разговорными структурами и отработать трудные звуки, но формирует представление о специфике другой культуры, поскольку музыкально-поэтический фольклор – это неиссякаемых источник сведений о британской культуре. В старших классах популярностью пользуются современные песни. Интересной формой работы может быть использование караоке. В начальной и средней школе дети поют под аудиозапись вместе с носителями языка песенки, которые сопровождаются зрительным рядом. Богатый материал для такой работы представлен, например, на сайте www.dreamenglish.com, где кроме того можно найти различные аудио уроки и карточки по фонетике.
Изучая грамматику, учащиеся с удовольствием выполняют интерактивные упражнения. Тем, кто только начинает познавать английский язык может помочь обучающая программа «Баба-Яга за тридевять земель» (издатель «МедиаХауз», 2005 г.), с помощью которой дети в игровой форме осваивают основы английской грамматики. Другим хорошим примером служит программа «Чебурашка учит английский язык» (издатель «Новый Диск», 2008 г.), где ребята вместе с русским мультипликационным персонажем отправляются в город двухэтажных автобусов и вежливых людей, в самое сердце Англии – Лондон. В ходе игры ребенок не только осваивает грамматические конструкции, но и узнает интересные сведения о достопримечательностях разных уголков мира. С английской грамматикой могут познакомить и сказочные герои в обучающей игре «Алиса: Английский в Стране Чудес» (издатель «Новый Диск», 2007 г.) по мотивам знаменитой английской сказки-фантазии Л. Кэрролла: и Белый Кролик, и карточная Королева, и Чеширский Кот, и даже самая обыкновенная ромашка здесь говорят только по-английски.
В средних и старших классах большую помощь в обучении, тренировке и контроле усвоения английской грамматики оказывает компьютерное тестирование. Полезны уроки-лекции с использованием презентаций, выполненных в программах Power Point, Keynote, или с prezi-демонстрациями, что делает лекцию более увлекательной и активизирует работу аудитории.
В работе над лексической стороной речи полезны материалы, предоставляемые различными сайтами: www.languages-study.com, www.cambridgeenglishonline.com, www.rusedu.ru , www.bbc.co.uk и др. Введение, отработка произношения, закрепление в речи, контроль изученных слов можно осуществлять с использованием электронной интерактивной доски. Эта технология обогащает уроки, творчески привлекает внимание и активизирует воображение учащихся, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами вручную. Возможные задания: восстановление перепутанного порядка букв в словах (учащиеся перетаскивают буквы, восстанавливая порядок букв в слове, запоминают написание слов, проговаривают их); сопоставление слов с картинками; тренировочные тексты с упражнениями на вставление пропущенных слов (в начальных классах можно предложить прочитать текст, в котором вместо слов картинки); исправление ошибок в словах (тренажер орфографической зоркости), и др.
Развивать навыки чтения помогает Интернет, где всегда есть тексты в оригинале, а если компьютер учителя подключен к сети на уроке, то можно читать увлекательные истории в режиме on-line.Так, например, на www.cambridgeenglishonline.com анимационную э-книгу о страусе Олли, который умел летать не оставит никого равнодушным. Это все равно, что читать настоящую иллюстрированную книгу, в которой нужно переворачивать страницы. Рифмованную историю дети читают самостоятельно, или включают озвучивание текста диктором-носителем языка для прослушивания и совместного чтения. После предлагается создать флешкарточки со словами и картинками по прочитанной истории, распечатав их на принтере. Задания на соотнесение карточек-слов с карточками-картинками, а также на установление их правильного порядка, позволяют закрепить новую лексику в речи и пересказать прочитанное.
Полезной будет работа и с электронным журналом “The Literacy Club Magazine”. В данном виртуальном клубе встречаются все, кто принимает участие в литературном развитии детей: родители, учителя, дети, авторы.
С помощью других виртуальных клубов формируются и развиваются устная и письменная речи учащиеся.Социальная образовательная сеть Livemocha является одним из хороших примеров. Сайт организует переписку с представителями различных культур, видео-чаты, предлагает различные языковые упражнения и курсы. Упражнения проверяются носителями языка. Учащиеся также могут выступать в роли учителя и проверять упражнения, выполненные иностранцами на русском языке. Здесь же развивается аудирование.
Другая интересная форма обучения аудированию – это виртуальные музейные экскурсии, проводимые на ИЯ-е. Залы всемирно известных музеев и галерей, с восхитительными творениями великих мастеров искусства и предметами старого быта, позволяют прикоснуться к истории и культуре разных эпох и народов. Так, к примеру, используя web-сайт Канадской Национальной галерея – http://national.gallery.ca можно осуществить информационно-культурологический подход в организации работы по развитию навыков аудирования. Образовательные материалы галереи представлены на английском и французских языках и распределены по разделам: дети, молодежь, преподаватели, исследователи, экспозиции, каналы галереи с видео материалами, план музея и др.
Для младшей возрастной категории будет полезна игра «Еye spies», где ребенок выбирает интересную ему картину, находящуюся в галереи, и рассматривая ее, ищет эпизоды, которые просит найти диктор. Вопросы диктора представлены на карточках, их случайный выбор играющему помогает осуществить мальчик Джек, он выбирает карточку с отдельной буквой. При правильном ответе на вопрос, данная буква появляется на табло с зашифрованным именем автора картины. Ребенок может делать бесконечное количество попыток, снова и снова прослушивая вопрос, до тех пор, пока, не обнаружит запрашиваемое. Правильные ответы комментируются – диктор, описывает события, действия, характеризует изображенную эпоху, объясняет особенности техники художника. Когда его имя отгадано, открывается окно с краткой биографией и портретом, и с опорой на зрительный ряд, ребенок аудирует данную информацию.
Для молодежи будет интересно послушать рассказы и интервью людей всех профессий, работающих в галерее, что может быть полезно в профориентации старшеклассников. Со всеми специалистами учащиеся при желании могут связаться по средствам электронной почты или встретиться в чате, чтобы задать интересующие их вопросы.
Вот лишь некоторые примеры того, как традиционные способы передачи информации уступают место ИКТ, но и они являются высокоэффективным на уроках английского языка. Однако, педагогу следует прагматично подходить к использованию ИКТ, регламентируя их объем, поскольку традиционная методика проведения урока не отменяется. Данный же опыт, возможно, сможет заинтересовать учителей-предметников, которым трудно перейти на новый прогрессивный метод работы, в связи с множеством возникающих вопросов в этом направлении.

 

Актуальная тема -

Актуальная тема - использование ИКТ на уроках в современной школе. Автор статьи приводит в качестве примеров ссылки, которые могут быть использованы в обучении ИЯ не только учителями школы, но и всеми желающими усовершенствовать свой уровень знания языка. Очень интересная и полезная информация, обязательно воспользуюсь опытом Елены Аркадьевны. :)