ТЕМА: «Информационные технологии как составляющая часть урока математики»
Колбасина Мария Павловна, учитель математики (e-mail: kolbasina- mp @ mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Шахты Ростовской области (МОУ СОШ № 42)
Аннотация. Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается, прежде всего, тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубоко и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Литература.
1. «Математика» приложение к газете 1 сентября. № 47, 2004г.
2. «Математика» приложение к газете 1 сентября. № 47, 2004г.
3. Ксензова Г.Ю. перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2000
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. / И.С.Якиманская – М.: Сентябрь, 1996
5. Феоктистов Т.И. Графический редактор PAINT. - журнал «Математика в школе» №7/2003г.
Информатизация образования
«Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» «мультимедиа» — эти термины сегодня, пожалуй самые употребляемые среди педагогов.
Урок — это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке. Использование ИТ на уроках математики — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Хочу сразу сказать, что ИТ могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИТ.
Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных уроках. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно ни любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке, она сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна приведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
· усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению в целой и к определённому предмету в частности
· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельней работе над учебным материалом.
В своей педагогической практике наряду с традиционными, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.
Информационные технологии подразделяются
1. Универсальные (текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации)
2. Специальные (электронные учебники, энциклопедии тренажеры)
3. Интернет (виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии)
Компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.
В настоящее время роль информационных технологий в учебном процессе разделилась на 2 направления:
1. ИТ- инструмент для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм и методов обучения
2. ИТ занимают активную роль, т. е. стимулируют создание новых форм обучения
В своей работе я придерживаюсь второго направления, так как считаю что именно здесь:
· создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала;
· возможность работы с математическими и программными моделями изучаемых объектов;
· возможность поиска информации и более удобного доступа к ней, представление в мультимедийной форме информационных материалов;
· возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений учащихся.
Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс
Информационные технологии на уроках математики.
Применение информационных технологий при изучении математики в первую очередь требует высокой подготовки учителя-профессионала, который знаком с этими программами и умеет с ними работать
Для удачного проведения урока с использованием информационной технологии необходимо преодолеть несколько шагов:
Первый шагом это создание в школе медиатеки.
Второй шаг - освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране - совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу - одно удовольствие. В процессе объяснения, я очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация
Третий шаг - освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися, вчастности школьниками.
Методика использования мультимедийных технологий
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%, Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект
Развивающий аспект
Воспитательный аспект
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
2. Как сопровождение объяснения учителя
3. Информационно-обучающее пособие
4. Для контроля знаний
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране,
2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
5. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
6. Повышение производительности урока.
7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное снимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
8. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Заключение.
Применение ЭВМ в обучении – один, наверное, из самых современных приемов активизации познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочное время
Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося.
Уважаемая , Мария Павловна, с Вами трудно не согласиться.
Но за всеми реальными и мнимыми позитивными моментами внедрения интерактивных технологий кроется, на мой, взгляд, и опасность. Это – то, что яркость, интенсивность, игровая форма урока могут, превратится в простое развлечение, когда главное-то как раз и останется "за кадром", пройдёт мимо внимания и не останется в памяти ребёнка. Сейчас активно исследуется во всем мире психология интерактивного взаимодействия. И всё вроде бы говорит "за" новую технологию. Но все, же не следует забывать, что всё зависит от учителя, от его умения увлечь и сконцентрировать внимание класса. А наличие программного обеспечения и хорошей техники может как раз расслабить учителя: что напрягаться, если есть доска, которая сама и покажет, и спросит, и выслушает, и исправит!
И только творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создаст прекрасные развивающие возможности, как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечит современный уровень образовательной деятельности на уроках.
С уважением Михайлова Т.Е. лицей№6
Уважаемая Михайлова Т.Е.
Во многом поддерживаю Ваше мнение о том,что только творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает огромные возможности для всех участников образовательного процесса. Тот или иной, используемый нами электронный материал, подвергается переработке в соответствии с множеством условий, требуя при этом колоссальных затрат времени и сил. Потому, расслабиться,думаю,не получится. Бесспорно, никакой электронный учебный материал не способен заменить учителя на уроке. Но бывают ситуации,когда это необходимо. Так, уже на протяжении двух лет я практикую в своей работе динстанционное обучение тех ребят, которые по различным причинам временно не могут посещать учебные занятия. Использую при этом электронную почту, программу ACQ , которая помогает при общении online, и свои электронные наработки. Надеюсь, это помогает моим ученикам, возможно частично, но восполнить пропущенный учебный материал.
С уважением, Смирнова Е.В., МОУ лицей №3.