Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы. | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Прохорова Марина Валериевна (E-mail: marina.proxorova@yandex.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Шахты Ростовской области (МОУ СОШ № 23).
Аннотация. Тезисы раскрывают возможности использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
 Литература:
1. Информатизация общего начального образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. —  М.: Педагогическое общество России, 2004.
2. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
Одной из главных задач современной общеобразовательной школы является повышение качества обучения и воспитания. Решение этой задачи непосредственно связано с использованием в учебно–воспитательном процессе разнообразных форм, методов и средств, среди которых важное место занимают информационно - коммуникационные технологии, которые позволяют организовать учебную и воспитательную работу на качественно новом уровне. На современном этапе развития общества недостаточно включать в урок проблемные ситуации и игровые моменты.  Внимание у ребят рассеянное, учебные игры малоинтересны. Уровень первичного усвоения материала низкий. При обрабатывании результатов «летучек»,  выясняется, что первичное усвоение нового материала составляет 19 % учащихся класса. Однако  80% учащихся класса интересуются компьютером. Дома дети играют в компьютерные игры. Необходимо использовать интерес школьников к компьютеру в учебной деятельности. Для применения ИКТ в учебной деятельности большое значение имеет тип урока. На уроке  русского языка,  математики, окружающего мира, истории при изучении нового материала целесообразно использовать компьютер как демонстрационный материал, компьютерные энциклопедии и интернет для получения информации по теме, компьютерные программы для создания проблемной ситуации и первичного закрепления.
На уроках закрепления возможно использовать компьютер для организации самоконтроля учащихся, компьютерные программы и учебные игры для отработки навыка, для организации индивидуальной работы учащихся.На уроках контроля можно использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля учащихся, развития творческих способностей. Здесь можно сочетать компьютер с магнитной доской. Очень эмоционально проходят физкультминутки, сопровождаемые компьютером. Это обогащает эмоциональную сферу учащихся. Учит слушать музыку, сопереживать ей. Однако наиболее эффективно использовать компьютер на уроках изучения нового и закрепления изученного материала. Использование информационных технологий на данных уроках  способствует:
1.Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2.Развитию навыков самообразования у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения;
3.Снижению дидактических затруднений у учащихся;
4.Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся;
5.Формирование навыков учебной деятельности благодаря этапности компьютерного сопровождения  урока;
6.Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Таким образом,  ведение уроков со средствами информационных технологий позволяет повысить уровень первоначального усвоения нового (до 75 %).У ребят появляется желание учиться, ходить в школу. Ученики с хорошим, рабочим настроением учатся. Многие проявляют интерес к таким сложным наукам, как русский язык. Ребята, проявляя интерес и обладая пользовательскими умениями, вместе с родителями участвуют в виртуальных  викторинах и конкурсах. Однако в начальной школе необходимо соблюдать некоторые меры безопасности для сохранения здоровья школьников и достижению успехов в обучении и воспитании:
1.Учителю следует определить, какие темы следует освещать с помощью ИКТ и для решения каких дидактических задач;
2.Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
3.Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, цвет, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий);
4.Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины  и понятия каждой темы;
5.На каждом слайде должно быть не более двух картинок;
6.Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов;
7.Анимация возможна один раз в течение 5 минут;
8.Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий;
9.Использование ИКТ на уроках допустимо в один учебный день на одном, двух уроках, не следующих друг за другом;
10.Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут;
11.Обязательное выполнение физкультминуток и «зарядок для глаз».
Использование ИКТ при организации воспитательной работы разнообразит внеурочную деятельность, делает мероприятия более зрелищными, эмоциональными. ИКТ – не просто технология, а целый мир, открывающий огромные перспективы развития.
В процессе использования ИКТ в воспитательной работе происходит развитие обучаемого, подготовка учащегося к свободной и комфортной жизни в условиях информатизации общества, в том числе:
-развитие наглядно – образного, наглядно – действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления,- эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в трудных ситуациях (использование ситуативных компьютерных игр, ориентированных на активизацию деятельности по принятию решения)
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
В процессе применения и использования средств ИКТ в воспитательной работе формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий ее анализировать, делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней воспитательного процесса, обеспечивая:
-повышение эффективности и качества процесса воспитания за счет реализации средств ИКТ;
-обеспечение стимулов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности.
 Средства ИКТ разнообразят внеклассные мероприятия, делают их зрелищными, эмоциональными, вовлекают детей в активную деятельность.
 

Просматривая Ваши тезисы

Просматривая Ваши тезисы обратила внимание, что Вы обстоятельно подошли к проблеме здоровьесбережения учащихся. Я тоже придерживаюсь мнения, что любой процесс должен строиться структурно грамотно в соответствии с определенными нормами и требованиями.