Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Информационные технологии в учебном процессе | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

Информационные технологии в учебном процессе

 
Тезисы.
 1.Использование компьютера на уроке - это одно из важных условий повышения качества
 2.Компьютер способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении, способен в комплексе воздействовать на органы чувств, успешнее развивает мышление, активизирует творческие способности, воспитывает интерес к знаниям.
 3.Глобальные телекоммуникационные сети Интернета и современный урок.
 4.Урок с использованием ИКТ- это наглядно, красочно, интерактивно, интересно, емко.
Мандрыкина Наталья Викторовна (yfnfkmzvfylhsrbyf@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 г. Шахты Ростовской области
346 503 Россия г. Шахты Ростовской области ул. Парковая, 2Б
Аннотация.
В этой работе основное внимание уделяется рассмотрению неограниченных возможностей при использовании ИКТ в учебном процессе на уроках в начальной школе. Предлагаются варианты практического использования компьютера на самых разных видах и этапах уроков.
Тема: «Информационные технологии в учебном процессе»
Использование компьютера на уроке - это одно из важных условий повышения качества, успешного усвоения знаний, формирование у учащихся умений и навыков. Так серия хорошо подобранных по тематике и возрасту учебных фильмов с организованным на должном уровне уроком, дают продуктивный результат для развития и воспитания младших школьников.
Компьютер способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении, способен в комплексе воздействовать на органы чувств, успешнее развивает мышление, активизирует творческие способности, воспитывает интерес к знаниям.
Я прибегаю к помощи компьютера в самых разных ситуациях, на разных этапах урока. Часто использую обучающие программы, игры, развивающие спонтанную (инициативную) познавательную активность детей на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Использую компьютерные тесты, в качестве контроля уровня усвоения знаний учащихся на этапе закрепления и повторения пройденного. Например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку. Компьютерные тесты содержат чёткие и ясные задания по конкретной предметной области, требующие однозначного ответа, служащие средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, помогающие организовать текущий индивидуальный контроль знаний, являющиеся дидактическим средством для обучения. При этом школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера. При индивидуальной работе ученик может сам задавать темп работы и ответов на вопросы. Он сразу же получает оценку за свою работу. Если возникли сложности при выполнении заданий, ребенок может воспользоваться подсказкой. По окончании работы учащийся  может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник по желанию может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. Для отдельных уроков сама создаю учебные презентации по следующим разделам:
· словарно-орфографическая работа;
· изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).
Использование ИКТ помогает мне при написании сочинений, знакомстве с биографиями различных знаменитых людей. В качестве источника информации использую электронные словари, энциклопедии, представленные на дисках.
Уроки с использованием презентаций, учебных фильмов активизирует интерес учащихся к усвоению учебного материала, создают атмосферу зрелищности и дозированной информативности.
На этапе повторения пройденного использую составленные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач. Активно использую на уроках разного вида диаграммы, которые дают возможность в наглядном виде увидеть результат работы ученика по решению учебной задачи или проблемы. Часто прибегаю к помощи Интернета при объяснении учебного материала, используя информацию, заимствованную из сети, особенно на уроках окружающего мира, компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной части. Моя деятельность, как учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, составляют план излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.
Жизнь требует новых форм обучения и воспитания детей, удовлетворения познавательных запросов ребенка. Телевидение в решении этой проблемы обладает фактически беспредельными возможностями. Самое эффективное и наиболее эмоционально-действующее средство наглядности - обучающее кино. Учебное кино и видеофильмы помогают систематизировать и обобщить знания, осветить отдельные вопросы темы, а для формирования представлений содержат фактический материал. Например, при проведении урока «Жизнь животных» мною был использован фильм «Жизнь диких животных». Он познакомил детей с интересной дополнительной информацией познавательного характера. После него дети непроизвольно задумались над серьезными проблемами, касающимися жизни диких животных, с интересом  делились своими впечатлениями, по поводу увиденного, искали возможности выхода из сложившихся ситуаций.
Целые циклы учебных передач помогают всем без исключения детям учиться с увлечением и, самое главное, без лишних усилий. Конечно, необходимо отталкиваться от реальных условий и подготовленности класса, поэтому перед просмотром фильма в классе обязательно знакомлюсь с его содержанием, связываю материал телепередачи с тем, который был изучен и который предстоит изучить. На уроке помогаю детям разобраться в материале, корректирую ответы.
Благодаря современной технике создания разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения (техника «мультимедиа») уже сегодня на компьютере появляются увлекательные детские энциклопедии, позволяющие ребенку «путешествовать» по миру знаний. Если при этом заметить вовремя и подкрепить вниманием и похвалой активную любознательность детей в общении с такими программами («Мультимедийные энциклопедии»), то они дадут новый мощный импульс для развития самостоятельной активности ребенка.
Использование компьютерных технологий позволяет:
·       повысить эффективность обучения (развивается интеллект школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; становятся разнообразнее формы учебной деятельности на уроках);
·       осуществить индивидуальный подход в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
·       расширить объём предъявляемой учебной информации;
·       обеспечить гибкость управления учебным процессом (отслеживается процесс и результат своей работы);
·       улучшить организацию  урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
·       повысить качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;
·       вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, использовать коллективную деятельность в парах, в группах;
·       организовать работу по решению разнообразных проблем  на основе совместного сотрудничества;
·       повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшить качество образования, активизировать творческий потенциал ученика и учителя, включить школьников в пространство информационного общества, что будет способствовать самореализации и саморазвитию личности ученика.
Урок с использованием ИКТ- это наглядно, красочно, интерактивно, интересно, емко. Процесс обучения становится более наглядным, динамичным.

Считаю верной мысль автора,

Считаю верной мысль автора, что ИКТ дают возможность всем без исключения детям учиться с увлечением и, самое главное, без лишних усилий. а также то, что учителю необходимо перед просмотром фильма в классе обязательно знакомлится с его содержанием, 

очень актуально 

очень актуально