Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ      НА     УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Лиситченко Анна Александровна (nuta30061976@mail.ru)

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 (МОУ СОШ№23),

г. Шахты Ростовской области.

Аннотация.

В тезисах раскрываются  возможности  применения информационных технологий и  электронных средств как условия развития информационно-коммуникативной компетенции школьников на уроках математики.

В последние годы в связи с возросшими требованиями к математической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений изменяются методы преподавания данного предмета в школах и для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются новые информационно-коммуникационные технологии. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать  мониторинг знаний и умений учащихся. Использование информационных технологий на уроках помогает сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, и эффективнее, а также привлекательнее для учащихся. Как показывает практика, компьютерные технологии выгодно  использовать в различных ситуациях на разных этапах урока:  1.Изучение нового материала (презентации лекционного материала расширяют возможности школьников осмыслить и запомнить необходимую информацию на уроке);

2. Первичное закрепление приобретенных на уроке знаний и умений (обучающие программы позволяют ребятам  изучать учебный материал в удобной для них последовательности, выбирая нужный темп с остановками внимания на  вопросах, вызывающих у них затруднения;

3. Отработка теории (обучающее тестирование включает задачи с пошаговым разбором, что помогает ликвидировать пробелы в знаниях. Комфортность в работе с  такими тестовыми тренажерами обеспечивается отсутствием наказания за неправильный ответ, снижение оценки. Напротив, существует поощрение за правильный ответ. Отсюда школьник испытывает положительные эмоции, поддерживающие позитивное отношение к учению и его успешность.

4. Контроль и коррекция знаний (проверочное тестирование развивает умения учащихся не бояться ошибок, а действовать: находить необходимую информацию в случае получения неверного ответа  в решаемой задаче;  вместо наказания за неверное действие; ему предлагается еще раз поработать с теорией (текст, формулы, образцы пошагового решения задач).Использование информационных технологий позволяет  иллюстрировать важнейшие понятия курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления. Как я  раннее уже сказала, применять компьютерные программы можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя – правильно организовать эту работу. Например, известно, как трудно даются первые уроки стереометрии в 10 классе, так как у большинства учащихся не сформировано пространственное воображение, они  «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе,  именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь, обучающая программа по геометрии: «Стереометрия. Открытая математика» (Физикон).  Эта программа способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры. Даёт видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. Формальные понятия и конструкции геометрии наполняются фактическим и наглядным содержанием. Минус в использовании этой программы состоит в том, что она не работает по сети. Поэтому ее можно применять на уроках, как вариант индивидуального задания, для слабых учащихся, выбрав пошаговое решение, и для сильных, выбрав контрольное задание. Обучающиеся на уроках математики анализируют условие задачи. Затем решают её. Однако похожую задачу на «контрольной» многие учащиеся  класса не могут решить.   И это понятно: на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия обучающиеся не могут. Причём, если при традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату, после того, как работы учеников собраны и проверены. То при использовании компьютерных технологий учитель имеет возможность проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе. Например, при работе с программой «Репетитор по математике»(Кирилл и Мефодий), можно в режиме «Тренинга» и «Задачи» создавать «закладки», разбив все имеющиеся вопросы и задачи на темы, необходимые учителю на данном уроке, на данном этапе изучения темы и для каждого ученика в отдельности, что является большим преимуществом этой программы. Эта программа рассчитана на индивидуальные особенности учеников, обеспечивает возможность рабо­тать в индивидуальном темпе каждому ученику. Самостоятельность и активность учеников способствует возможности самоуправления учебной работой на экране. Учитель может моделировать задачи математики для «слабого» и «сильного» ученика в ходе самостоятельной работы, разделив задачи на варианты разные по сложности. Информационные технологии позволяют дать учащимся уникальную возможность  самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную  гипотезу, прочувствовать , как возникают математические вопросы. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измерений и построений, использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся, а также позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, что способствует интересу к ученью.

 Литература:

  1. Смирнова И.М., Смирнов В.А.  Компьютер помогает геометрии: Дрофа- М., 2003г.
  2. Третьяк Т.М., Егоренкова И.Д. Преподавание геометрии в 7-8 классах использованием информационных технологий: http://ito. bitpro.ru/1998-1999/firms.html.
  3. Чашук И.В. Компьютерные технологии на уроках математики:http://ito. bitpro.ru/1998-1999/c.html
  4. Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г.

Анна Александровна, интересен

Анна Александровна, интересен ваш опыт использования программ «Стереометрия. Открытая математика» (Физикон) и «Репетитор по математике»(Кирилл и Мефодий). Я полностью согласна с вами. что использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся, а также позволяет делать уроки, не похожими друг на друга.