ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Тарасова Марина Геннадьевна (marinag.t.61@mail.ru)
муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 (МОУ СОШ № 23) г.Шахты Ростовской области
Аннотация
В тезисах речь идет о значении ИКТ в преподавании химии, о медиасреде, котораяпомогает в реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, об использовании компьютерной наглядности на уроках, что позволяет заинтересовать ученика. А интерес – это, как известно, один из элементов мотивации. Рассматривается вопрос применения компьютерных программ, презентаций на уроках химии, как средства повышения эффективности обучения и качества формирующихся знаний и умений при изучении некоторых тем курса. Использование современных информационно-коммуникативных технологий оказывает существенное влияние на развитие содержания образования, активизацию познавательной деятельности учащихся в условиях медиасреды. Тезисы посвящены проблемам информационного сопровождения учебного процесса, необходимости повседневного использования ИКТ, и показана эффективность использования ИКТ для углубления знаний и формирования глубокого интереса к наукам, создания условий для социального и профессионального самоопределения, самореализации личности учащегося; создания условий для интеллектуального и духовного развития; развития мотивации личности к познанию; обеспечению эмоционального благополучия учащегося; приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Литература
1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 2002 г.
2. Велихов Е.П.Новая информационная технология в школе//Информатика и образование. 1986. № 1.
3. А.Н. Семин. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества//Химия в школе. 2006. № 8.
4. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова <Современные технологии в процессе преподавания химии>, Москва 2007 год.
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. Для меня использование ИКТ в учебном процессе предполагает:
1. Обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
2. Создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
3. Использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
4. Организовать работу с электронным учебником на уроке;
5. Применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
6. Осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
7. Организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
8. Разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Мои наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Я использую ИКТ в преподавании химии в следующих направлениях:
Изучение нового материала
Демонстрация на мониторах компьютера или на специальном экране высококачественных иллюстраций, имитация
Подготовка и проверка домашнего задания
Самостоятельное изучение содержания мультимедийного учебника, закрепление материала с выполнением текстовых заданий дома
Самостоятельная работа
Работа с индивидуальным заданием на компьютере, практикум по решению задач
Проверочные и контрольные работы по изучаемому материалу
Возможности компьютера при их проведении практически безграничны
Внеклассная работа
Виртуальные экскурсии на химические заводы, моделирование технологических циклов промышленных предприятий и др.
Творческая работа
Создание собственных проектов; участие в мультимедийных уроках.
Вместе с тем не всегда удается активно использовать компьютер на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
-недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы;
-отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения;
-низкая степень информированности учителей о состоянии современного рынка электронных ресурсов;
-низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров).
-разрозненность и методическая малообоснованность электронных средств.
-лимит времени для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
Подводя итог, можно сказать: компьютер и ИКТ становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.
Приход ЭВМ в школу способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера (те же презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и получена она с его помощью может быть в любой момент времени. Вводить компьютерные компоненты можно в уроки любых предметов. Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.
Таким образом, компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, повышает результативность учебного процесса.
ИКТ в учебном процессе
Уважаемая Марина Геннадьевна!. Полностью согласна с Вами - компьютер сегодня заменил традиционные ТСО, и использовать его на уроке химии нужно целесообразно. Нельзя забывать, что химия наука экспериментальная и виртуальные опыты не должны подменять лабораторные и практические, а могут лишь иллюстрировать их.
Думаю, что правильно, и
Думаю, что правильно, и применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса учащихся , но не только к урокам химии, но и к урокам математики и физики ,и это , даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся