ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Ефимец Ольга Александровна (e-mail:efimez@shagym.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.С.Пушкина г.Шахты Ростовской области (МОУ гимназия имени А.С.Пушкина г.Шахты)
Аннотация
В работе представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий при изучении истории на средней ступени обучения.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Образовательные средства ИКТ - разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимися.
Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, на уроке истории целесообразнее применять их на таком типе урока, как урок - изучение нового материал, и для закрепления полученных знаний. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы.
Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока.
Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.
Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче.
Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся в последствии показать хорошие результаты при контроле знаний.
Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Возможные варианты применения ИКТ на уроке истории:
• Презентации;
• Просмотр видеофильма или видеофрагмента;
• Использование отдельных электронных материалов;
• Ознакомление с историческими источниками;
• Работа с Интернет-ресурсами.
Примером использования ИКТ на уроках истории является работа над учебными проектами. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории. Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой.
Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов: прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности; развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана.
Информационные технологии удачно применяются и во внеурочное время. В рамках предметной недели проводятся исторические турниры, конференции и здесь не обойтись без компьютерных технологий. В качестве аргументации, более убедительно выглядит то, что наглядно
ярко, доступно.
Преимущества использования ИКТ:
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- рост объема выполненных на уроке заданий;
- возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
В результате использования информационных технологий на уроках истории у учащихся наблюдается:
1. Повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
2. Более полное усвоение теоретического материала;
3. Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
4. Умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
Системное применение в учебном году электронных ресурсов является гарантом эффективности учебного процесса.
Все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок и использовать различные методические приёмы. И всё-таки ведущая цель применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубинного запоминания исторического материала через образное восприятие, усиление эмоционального воздействия, «погружение» в историческую эпоху. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.
***
Здравствуйте, я с Вами согласна. Применение ИКТ на мой взгляд позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференции обучения,что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия,созданнные на основе ИКТобладающие интерактивностью(способность взаимодействовать с учеником),а так же содержащие систему гиперссылок,позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свое направление в процессе познания.
ИКТ способны: стимулировать познавательный интерес к истории,придать учебной работе проблемный,творческий,исследовательский характер,во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история,индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.