Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Куреннова Марина Петровна (e-mail: kurennova@shagym.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.С.Пушкина г.Шахты Ростовской области (МОУ гимназия имени А.С.Пушкина г.Шахты)
Аннотация
В работе представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предметам.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно молодому современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. В школе необходимо создать условия, способные обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран; свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Информационно-коммуникативные технологии в обучении позволяют решать некоторые вопросы, связанные с малым количеством времени, отведённого на урок, а также приобретать учащимся и учителю навыки самостоятельной работы, побуждают искать новые формы организации своей деятельности.
Основными целями информатизации учебной деятельности учащихся являются:
·         построение единого информационного пространства; 
·         формирование у учащихся мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
·         формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
·         развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
·         развитие познавательной и творческой активности учащихся;
·         формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
·         развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
·         повышение воспитательного воздействия всех форм урочной и внеурочной деятельности;
·         организация эффективного информационного взаимодействия учителей, учащихся и родителей;
·         развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев, медиатеки и т.п.);
·         внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
·         осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
·         развитие способности свободного культурного общения;
·         обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
·         всестороннее развитие личности ребенка.
В гимназии имеется мультимедийный кабинет русского языка и литературы, оборудованный в соответствии с современными требованиями: оснащён компьютером, подключенным к локальной сети с выходом в Интернет, видеопроектором. Ресурсы этого кабинета используются учителями русского языка и литературы в следующих направления:
- подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации;
- проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов;
- использование ресурсов Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся.
На уроках и во  внеурочной деятельности использую следующие формы работы с применением ИКТ:
·         Использование Интернет – ресурсов при подготовке к урокам и  внеклассным занятиям по русскому языку и литературе, что позволяет разрабатывать и реализовывать новые формы проведения уроков и занятий: виртуальные экскурсии на родину великих писателей и поэтов, чьё творчество изучается на уроках литературы (Л. Толстого, И.С. Тургенева, И. Бунина и многих других); послушать фрагменты музыкальных произведений, имеющих непосредственное отношение к изучаемому художественному произведению.
·         Использование гиперссылок и анимации при составлении презентаций к урокам и внеклассным занятиям. Подготовленные учащимися презентации по таким темам, как жизнь и творчество писателей, правила орфографии и пунктуации, успешно применяются, что вызывает у обучающихся чувство удовлетворённости результатами своего труда и развивают мотивацию учения.
·         Использование мультимедийных учебных пособий. Например, «Занимательные материалы» по литературе (издательско-торговый дом «Корифей», №181 – К). Данное пособие содержит занимательные задания по литературе 5,6 классов, материалы которого расположены в соответствии с учебной программой. Это разнообразные формы игр: лото, «Кто хочет стать миллионером?», викторины, загадки, тесты; много заданий, связанных с анализом литературного произведения, умением определять средства художественной выразительности, что позволяет, с одной стороны, структурировать знания учащихся по предмету, а с другой – развивать творческий потенциал учащихся, расширять их кругозор.
Интернет-викторины, олимпиады, конкурсы стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса, участие в которых позволяет включить в контекст школьного образования внешкольную информацию, обучает работе с информационными потоками, умению извлекать смысл из полученной информации, проводить их осмысление и критический анализ. Так, применение данной технологии  во внеурочное время позволяет интенсифицировать процесс обучения и развития, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого темпе.

Уважаемая Марина Петровна,

Уважаемая Марина Петровна, здравствуйте. Меня заинтересовало Ваше выступление. Хотелось бы побробнее узнать об  интернет-викторинах и конкурсах, в которых Вы принимали участие. Посоветуйте полезные сайты. Заранее спасибо.