ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МХК
Шатова Надежда Дмитриевна (e-mail: shatova@shagym.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.С.Пушкина г.Шахты Ростовской области (МОУ гимназия имени А.С.Пушкина г.Шахты)
Аннотация
Рассматривается эффективность использования информационно-коммуникационных технологий при изучении курса «Мировая художественная культура».
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.
Процесс обучения сегодня невозможно построить только с использованием устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, лабораторного оборудования, компьютерных программ и т.д. Потенциал современной техники позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это в свою очередь, оказывает влияние, прежде всего, на начальный этап.
Наша задача – создать условия для развития личности каждого ребёнка, воспитать его как носителя культуры своей страны. За основу своей деятельности я взяла компьютерные технологии, которые в большей степени способствуют достижению поставленных целей и задач.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:
· Организовать урок на качественно более высоком уровне.
· Активизировать работу учащихся на уроке.
· Учесть психологические, возрастные особенности детей разного возраста.
· Понизить физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей.
· Повысить качество знаний по предмету.
Но самый важный результат, на мой взгляд, это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.
Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области “Искусство”. Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс “Мировая художественная культура”, который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.
Применение информационных технологий открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В связи с этим наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.
Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации.
При работе над презентацией решается несколько вопросов:
· дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;
· акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
· систематизация материала;
· использование и создание иллюстрированного материала;
· создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, создавая таким образом свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей.
Одна из форм работы в этом направлении - проектная деятельность по созданию предметных и межпредметных медиаматериалов: презентаций, сайтов, видеофильмов и видеофрагментов.
Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.
На уроках МХК в старших классах широко применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них.
Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.
Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей.
Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint, в общую презентацию. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что информационные технологии позволяют ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности.
Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, пространственного мышления, чувства цвета, тонких и гибких двигательно-моторных навыков, которые вырабатываются в правильно организованной изобразительной деятельности школьников, имеют большое значение в различных областях жизни.
Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений. Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.
Уважаемая Надежда Дмитриевна.
Уважаемая Надежда Дмитриевна. Я согласна с Вами, что применение ИКТ повышает эффективность образовательного процесса, дает самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Я стараюсь научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями, но и источник информации. Словом, ИКТ заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания.