Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Использование ИКТ на уроках математики | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

Использование ИКТ на уроках математики

 
                                 
Использование ИКТ на уроках математики

Бобрешова Светлана Александровна (bobreshovaSA@yandex.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовской области (МОУ СОШ № 49)
Аннотация
В статье описаны роль и место информационных компьютерных технологий на уроках математики.
 
     
В последнее время большое внимание уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Это касается и сферы образования, которая наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.
Одна из наиболее важных задач, которая стоит передо мной,как перед учителем предметником: создавать на уроках условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности; добиваться включенности каждого ученика в активную учебную деятельность как на уроке, так и вне его.Решить эту задачу помогает включение в учебный процесс информационных компьютерных технологий.Применение компьютерных технологий на уроках даёт возможность более наглядного представления изучаемого материала.Позволяет оперативно проверять уровень усвоения учащимися программного материала.
Применение данных технологий на уроках отражает дух современности, в связи с чем, всё происходящее на уроке воспринимается учащимися по-другому: с большим интересом, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне их успеваемости.
Компьютер может выступать в роли источника учебной
математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра,средства диагностики и контроля. В связи с этим ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала,закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации, а так же в домашних заданиях и внеклассной работе.
Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным,
ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации, созданные мной с помощью программы Microsoft PowerPoint или частично заимствованные из Интернета.  
На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Можно использовать презентацию при изучении новой темы, с целью акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. 
Очень удобно использование презентации при проверке домашнего задания, так много времени уходит на воспроизведение чертежей на
доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. 
ИКТ, на мой взгляд, могут быть использованы для обучения математике в различных форматах:
     

  • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
  • самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
  • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
  • использование тренинговых (тренировочных) программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • использование информационно-справочных программ
  • Огромную роль в процессе обучения играет и Интернет. С его помощью мы с детьми принимаем участие в дистанционных эвристических конкурсах. Компьютерные технологии помогают мне, как учителю, при подготовке и проведении открытых уроков и мероприятий.Помогают компьютерные технологии и в научно-исследовательской деятельности.Так при подготовке к школьной научно-практической конференции по математике моей ученицей были использованы ИКТ при написании реферата и создании презентации к выступлению.ИКТ активно используются мною и учениками при подготовке внеклассных мероприятий: сканирование текстов, обработка цифровых форматов фотографий, разработка школьных проектов, подготовка презентаций.Использование ИТ дает возможность для: повышения мотивации обучения; индивидуальной активности; формирования информационной компетенции; свободы творчества; интерактивности обучения.
    Таким образом ИКТ становятся неотъемлемой часть современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.
     
            Литература
    1.      http://it-n.ru
    2.    http://www.interqu.ru/infoteka

                     
3.    Математика в школе №3, 2001 г.
 

Уважаемая Светлана

Уважаемая Светлана Александровна!
Вы пишите, что принимаете участие в дистанционных эвристических конкурсах. Расскажите в каких конкурсах вы принимали участие? 

ИКТ на уроках математики

Уважаемая,Светлана Александровна! Согласна с Вами, что применение ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения.Расскажите,пожалуста,как вы используете самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя?

Уважаемая Светлана

Уважаемая Светлана Александровна. Я согласна с вами, что применение ИКТ повышает эффективность образовательного процесса. Ваша статья интересна и познавательна, так как она раскрывает интересные аспекты применения ИКТ на уроках математики. Кроме того крайне важно, что для развития познавательного интереса учащихся вы используете ресурсы Интернет. Спасибо!

Уважаемая Светлана

Уважаемая Светлана Александровна!
Меня очень заинтересова Ваша статья. Применение  ИКТ на уроках  действительно повышает эффективность образовательного процесса.  Создавая презентации к урокам мы вовлекаем в обсуждение  слабых учеников, а это очень важно.   Особенно удобно применять ИКТ при решении всевозможных задач, которые привлекают своей наглядностью и доступностью. Ребятам нравятся такие уроки и они ждут новых.
Очень надеюсь, что Ваш опыт по совершенствованию процесса преподавания будет востребован в обществе учителей не только нашего города. 
 

 
 

 Спасибо за положительный

 Спасибо за положительный отзыв о моей статье. Хотелось бы ответить словами В.С.Антипенко: «Человек создал себе помощника, облегчающего решение всех задач многократно! Так используйте и Вы, педагоги человеческих душ, это творение рук человеческих!»

Использование ИКТ на уроках математики

Светлана Александровна, согласна, что при использовании презентаций на уроках математики реализуются принципы доступности и наглядности. Но создание и использование презентаций уже не актуальная тема.  Расскажите, пожалуйста, про самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта подробнее. С уважением Фролова Ольга Борисовна, учитель математики.

Ответ на вопрос

 
Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот,  делают общение ученика с учителем более содержательным,индивидуальным и деятельным. Задача учителя  создать условия, при которых ученик мог бы применять полученные знания  в  новой ситуации. Для этого нужно  определенным образом подобрать систему упражнений. Самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта, в моей практике, чаще всего предполагает групповую работу учащихся. Для урока я подбираю специальные упражнения и выношу их на слайд презентации. После того как работа окончена, правильность выполнения задания проверяется  при просмотре следующего слайда. Работая в группах, каждый ученик имеет возможность получить консультацию учителя. Такую работу можно проводить с целью закрепления нового материала, а также с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала. Так, например, при подготовке учащихся к изучению темы «Построение треугольника по трем элементам» я предложила классу построить треугольник по трем заданным элементам с помощью циркуля, линейки и транспортира. Ребята работали самостоятельно, в случае затруднения получали консультацию учителя; после чего последовала проверка (слайд).
 

ИКТ на уроках математики

 Здравствуйте Светлана Александровна! Расскажите подробнее о проверке домашнего задания с помощью презентаций.  Какая система проверки домашнего задания с помощью презентаций. Кто готовит  такого вида проверку?

Ответ на сообщения

Проверку домашнего задания могу проводить по-разному. Всё зависит от цели, которой я хочу достигнуть этой проверкой. Если домашнее задание предполагало проверку отработанных формул, то это может быть слайд с готовыми решениями, чтобы ученики проверили правильность выполнения домашнего задания. Слайд я подготавливаю сама или прошу об этом ученика, проявляющего повышенный интерес к предмету. Если же я хочу проверить не только правильность выполнения домашнего задания, но и обратить внимание на образец его оформления (н-р, решение задач с помощью уравнений), то такой слайд я создаю сама с подробным решением. Проверку домашнего задания могу осуществлять при  устной работе, для этого подбираю задания, подобные тем, которые были в домашнем задании.