Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
ИКТ на уроках математики | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

ИКТ на уроках математики

 ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Компаниец Олеся Петровна (lesya-kompaniec@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 города Шахты Ростовской области (МОУСОШ № 23 г.Шахты)
Аннотация
В тезисах  представлены  примеры  применения компьютерных технологий на уроке математики, как одного из новых средств передачи знаний. Показывается принцип соблюдения  индивидуализации обучения, позволяющий сделать этот  процесс   активным для ученика.
 
В современной школе применение ИКТ на уроке стало очень распространенным  явлением. Использование информационных технологий – это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому в первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования компьютера в преподавании того или иного предмета.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школе состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, 1/2  часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен к активным действиям в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. 
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении  математики оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. 
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех, используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
 Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 8 классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь обычно урок математики, как впрочем и  любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
В 8 классе я преподаю алгебру по учебнику А.Г.Мордковича. В своей работе параллельно с учебником использую электронное сопровождение курса алгебра под редакцией  А.Г.Мордковича (учебный мультимедийный продукт к учебнику- задачнику).  Данное электронное сопровождение позволяет учащимся разобраться в учебном материале и освоить его. Пособие  содержит несколько сотен интерактивных рисунков, показывающие различные графики, уравнения, текстовые задачи.  Пользуясь электронным пособием, можно легко обнаружить нужное определение или алгоритм; наглядно представить, как изменяются графики функций (при изменении входящих в них параметров) или области определения; проверить форму записи решения задач разного типа либо просто найти ответ при сложных вычислениях; уточнить употребляемую терминологию. Материал расположен как по параграфам, так и по темам.
Например: в разделе библиотека - Глава I - параграф 4 появляется  задание. Если задание вызвало у ученика затруднение, то он может, выбрав «помощь»,  просмотреть алгоритм сложения алгебраических дробей; можно выбрать  пошаговую помощь в выполнении задания;
можно изменять коэффициенты и буквы, входящие в задание;
можно усложнить уровень задания.
в разделе библиотека - Глава II - параграф 16 появляется задание по теме «Свойства функции у =

»,  «укажите область определения функции» (график представлен), можно изменять:
длину единичного отрезка;
все числа и буквы, входящие в задание;
длину отрезка, на котором построен график функции;
усложнять задание.
Тем самым решается проблема индивидуализации, дифференциации обучения; индивидуального и фронтального  опроса.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий. 
Компьютер можно использовать в различных режимах обучения, а самое главное – в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Компьютер как чертежный прибор имеет ряд преимуществ по сравнению с циркулем и линейкой. С помощью компьютера можно создать большое количество разнообразных моделей геометрических фигур, что затруднено в случае с материальными моделями как в техническом, так и в материальном плане.
Рассмотрим  некоторые преимущества компьютерных моделей пространственных геометрических фигур, по сравнению с традиционными моделями (развертки, модели из дерева или металла, пластмасса), а также чертежами и рисунками, выполненными на доске или на бумаге учебника:

  • возможность быстрого создания большого количества разнообразных компьютерных моделей геометрических фигур, что затруднено в случае с материальными моделями как в техническом, так и материальном плане; неоднократное обращение к компьютерной модели с целью ее демонстрации, что вызывает трудности с традиционными моделями;
  • моментальное копирование компьютерных моделей для индивидуальной работы в классе, что невозможно при работе с материальными моделями и затруднено с чертежами и рисунками;
  • возможность динамического изменения количественных характеристик модели объекта, которая полностью исключена в случае с традиционными моделями.

Широко использую  ИКТ при  выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий, что позволяет каждому ученику раскрыться как творческая Личность, дает возможность получать информацию самостоятельно.
Включение в ход информационно – коммуникационных  технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно – коммуникационных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес  к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматривается как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако, не факт, что использование компьютера на уроке да1т возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики.
 
Литература
1. Листенева Н.Н., Голыгин Г.Н. Информационные технологии на уроках математики и информатики. Г.Мариин Носад 2006;
2. Улыбина Г.А. Использование ИКТ на уроках математики /www.den-za-drem.ru/;
3.Тулузова В.П. Использование ИКТ на уроках математики. / www.den-za-drem.ru/;.
 

ИКТ на уроках математики

Уважаемая Олеся Петровна. Я согласна, что применение ИКТ повышает эффективность образовательного процесса.  Меня заинтересовали методы изучения моделей пространственных геометрических фигур с использованием информационных технологий.  Хотелось бы узнать, какими конкретно программными приложениями вы пользуетесь . Спасибо (Баландина О.С. и МО математики и информатики МОУ лицей №11).
 

ИКТ на уроках математики

 Здравствуйте, я пользуюсь  компасом 3D LT 9.0, но я еще не уверенный пользователь этой программы, а начинающий. 

Олеся Петровна,  я полностью

Олеся Петровна,  я полностью с Вами согласна в  том, что компьютер решает полностью проблему индивидуализации обучения. Новая форма аттестации в 9 классе, ЕГЭ в 11 обязывают нас, учителей математики эффективно использовать ИКТ в образовательном процессе. Различные электронные пособия по математике и геометрии, тренажёры, программы чертёжники, например  "Компас" и другие, способствуют качественной подготовке выпускников к ГИА. 

ИКТ на уроках математики

 Здравствуйте Елена! Рада, что  Вы откликнулись на мое сообщение. При подготовке к ЕГЭ я широко использую ресурсы "Открытого банка заданий по математике", мне нравится подбор заданий, тестов и возможность проводить тестирование в онлайн режиме. А вот с ГИА 9 классов немного сложнее, не могу найти онлайн тестов.