Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Интенсификация процесса обучения английскому языку с применением информационно-компьютерных технологий. | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

Интенсификация процесса обучения английскому языку с применением информационно-компьютерных технологий.

Интенсификация процесса обучения английскому языку с применением информационно-компьютерных технологий.
Павлова Светлана Сергеевна (ponochka2202@yandex.ru)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 (МОУ СОШ №9), город Шахты
Аннотация. В статье я рассматриваю использование ИКТ в обучении английскому языку как способ интенсивного влияния на эффективность образовательного проц. Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средствообучения, которое может использоваться на всех этапах уч процесса. Мультимедийные технологии дают высокий эффект, если подкреплены передовыми методическими приемами. Мы их и рассмотрим.
Тезисы доклада.  Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в том числе, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы, технологию. Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ: интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения; ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура; индивидуализация обучения; возможность обеспечения непосредственной обратной связи; компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок; объективность отметки; обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников. Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке. Использование обучающих и познавательных программ на CD - наиболее доступный способ использования компьютера, как на уроках, так и во внеурочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами: "Triple Play Plus", "Language Bridge", "Learn to Speak English" и другие. Овладение языком через игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения. Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе, без особых проблем сможет справиться с ними. Специфика предмета «английский язык» обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения «английский язык» является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти. Используются такие упражнения и методические приёмы, как, например: Упражнения для овладения диалогом. Часто в таких обучающих программах запрограммирован самоконтроль над этим процессом. Возможны такие виды работы, как: прослушивание диалога одновременно с прочитыванием его в режиме выделения каждого произносимого предложения другим цветом; аудирование диалога с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов. Применение обучающих дисковых и компьютерных программ возможно для обучения учащихся любого возраста. В продаже имеется огромное количество дисков для среднего и младшего школьного возраста (например, “Lingua Land”, “Английский язык от A до Z”, “English for beginners”и др.), для детей дошкольников (“Мышка Мия учит языки”, ” Тим и Тома. Путешествие в Англию”, “Clifford”и др.), для подготовки в вузы (“Английский. Путь к совершенству”,”TOEFL”,”Л.Романов. Английская грамматика”, В.Павлоцкий “Test your English” и др.), а также для тех, кто хочет овладеть английским в совершенстве (”English in Action. All Stars”, “English in Action. The Royal Family”, ”Английский. Путь к совершенству. Intermediate. Advanced”и др.). Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Кстати, эти программы могут явиться главным подспорьем в нашей с вами работе по обучению иностранному языку. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение. Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, в ходе своей работы я использую так ИКТ, что при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов, в зависимости от сложности материала. Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать и в Microsoft Word. Успешно в практике обучения используются документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц. Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод: мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективности оценки; создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель. Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Литература:
1.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ, 2001. - № 2. – с.25 – 29.
2.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению .М: Просвещение, 1991.
3.Лиферов А.П., Степанов Н.А. Образование Будущего: глобальные проблемы локальные решения. М.: Педагогический поиск. 1996.
4. Дьюи Джон. Демократия и образование. М., 2000.
5. Дидактика средней школы/ Под ред. М. Н. Скатина. М.: Просвещение, 1982.
6. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994
7. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. - № 2. – с .162-166
8. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. М., 2004
9. Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. – 2006. - № 2. – с. 43-44
10. Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5. – с. 16-17
11. Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды // Школа. – 2006. - №2. – с. 49-59
12.Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 4. – с.60-64.
13. Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. - №2. – с. 29-36