Возможности использования ИКТ на уроках в начальной школе.
Лукьяненко Светлана Александровна (Lukyanenko1708@yandex.ru)
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 г. Шахты Ростовской области (МОУ СОШ №23)
Аннотация: Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, создание условий для индивидуальной работы, формирование навыков самоконтроля, самооценки у младших школьников. Предложенные тезисы будут интересны педагогам, идущим в ногу со временем, готовым использовать ИКТ.
Литература:
1.Молокова А.В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе.– Новосибирск: НГУ, 2006. 2.Бент Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс.– М.: Дрофа, 2007. 3.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.// Начальная школа. - 2008. - №1. 4.Никитина Н.Н. Роль ИКТ в образовательном процессе.- Мурманск,2007. ;5.Сухаревская Е.Ю. Проблемы и перспективы использования ИТК.- Ростов н/Д.: ИТО-Ростов, 2006.Cегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Привлекательность информационных технологий ещё и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Поэтому, для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Убеждена, что применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором младший школьник становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.Считаю, для того, чтобы успешно применять в учебном процессе ИКТ, каждому учителю необходимо овладеть рядом умений.Основными из них являются:технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.Таким образом, грамотное использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
· развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
· овладевать практическими способами работы с информацией;
· развивать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль);
· развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
· активизировать познавательную деятельность учащихся;
· проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
· индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах: 1.«Проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач). 2.Основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. 3.Монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). На мой взгляд, внедрение информационных технологий должно быть основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:
· В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным.
· Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется учащимися начальных классов во внеурочной деятельности. Их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается; применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения.
· Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
· Мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс я рассматриваю:
Считаю, что мультимедийные технологии могут быть использованы:
· для объявления темы урока;
· при объяснении учителем нового материала;
· как информационно – обучающее пособие;
· для контроля знаний.
Безусловно, презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлен учителем. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. На мой взгляд, в рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:
· комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше.
Но я не призываю к тому, чтобы заменить на уроке компьютером учителя и доску. Я хочу, чтобы учителя взглянули на компьютер ни как на врага, а как на помощника, способного сделать Ваш урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и с точки зрения ученика.