ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Лукьяненко Светлана Александровна (Lukyanenko1708@yandex.ru) муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 г. Шахты Ростовской области (МОУ СОШ №23) Аннотация: Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, создание условий для индивидуальной работы, формирование навыков самоконтроля, самооценки у младших школьников. Предложенные тезисы будут интересны педагогам, идущим в ногу со временем, готовым использовать ИКТ.
Cегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Привлекательность информационных технологий ещё и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Поэтому, для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Убеждена, что применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором младший школьник становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Считаю, для того, чтобы успешно применять в учебном процессе ИКТ, каждому учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными из них являются: технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе. Таким образом, грамотное использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах: 1.«Проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач). 2.Основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. 3.Монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). На мой взгляд, внедрение информационных технологий должно быть основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:
Внедрение информационных технологий в учебный процесс я рассматриваю:
Считаю, что мультимедийные технологии могут быть использованы:
Безусловно, презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлен учителем. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. На мой взгляд, в рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:
Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше. Но я не призываю к тому, чтобы заменить на уроке компьютером учителя и доску. Я хочу, чтобы учителя взглянули на компьютер ни как на врага, а как на помощника, способного сделать Ваш урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и с точки зрения ученика.
Литература: