Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Использование интерактивной доски в обучении младших школьников | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

Использование интерактивной доски в обучении младших школьников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Астраханцева Татьяна Викторовна (e-mail: astrahanzeva@shagym.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.С.Пушкина г.Шахты Ростовской области (МОУ гимназия имени А.С.Пушкина г.Шахты)
Аннотация
В работе представлен опыт использования интерактивной доски при обучении младших школьников.
Начало 21 века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в настоящее время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
В настоящее время в учебном процессе мною систематически используются следующие аппаратные средства: компьютер в составе с периферийными устройствами, такими как принтер, сканер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Доска – это неотъемлемый атрибут любого учебного класса. Доска – это не просто кусок поверхности, на котором может писать ребёнок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращён к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом - это интерактивная доска. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования.
Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий. Интерактивная доска не только совмещает в себе преимущества обычной маркерной доски и большого экрана для проектора, но и позволяет сохранить все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения.
Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков. Учащиеся быстро привыкают к интерактивной доске. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться.
Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические.
Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.
Отсканированную страницу тетради с печатной основой, страницу Прописи, различные виды разлиновки можно использовать как шаблон или фон доски, что особенно актуально на уроках в 1 классе, когда закладываются основы ориентации на тетрадном листе, начинается усвоение правил единого орфографического режима. Учитель имеет возможность показать строку, клетку или другой объект, где нужно писать, на доске, которая видна всем ученикам. Это снимает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы.
В 1 классе ребята учатся писать буквы, цифры, поэтому особенно важно, чтобы перед глазами был образец, который можно увидеть. Ученик пальчиком обводит большой каллиграфический образец буквы или цифры, изображённые на отсканированном листе Прописи или тетради по математике, и сразу видит, совпало ли его написание с правильным. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Урок проходит на высоком уровне.
С помощью электронного маркера учитель может полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводит на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И всё это с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.
Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы.
На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность детей 6-8 лет является ведущей. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных палочек» развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребёнка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Учитывая психологические особенности этого возраста, включаю в урок игровые программы. Игровые программы могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат действия виден каждому ученику. Поэтому можно говорить о фронтальной работе на уроке.
Запас изобразительного и видео - материала при подготовке к уроку безграничен. Не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость. Всю работу, проведённую в ходе урока можно сохранять в компьютере для последующей работы.
Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доки на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Для меня обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» внимание и экономить время, что помогает создать динамические уроки.
Интерактивная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.  Они начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Ребята начинают работать более творчески. Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом,  повышается вовлечённость учащихся начальных классов.
Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удержать внимание учащихся. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики класса лучше усваивают материал. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание к процессу обучения на всех этапах урока:
1.     Объяснение нового материала или инструктирование класса.
2.     Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
3.     Обобщения и закрепления изученного материала.
4.     Контроль знаний, тестирование.
5.     Проверки домашнего задания.
Структура урока остаётся та же – неважно, используется доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная дока может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями, обсудили их перед тем, как продолжить работу.
Анализируя уроки, проводимые с использование интерактивной доски, можно отметить: высокую плотность урока, интенсивные смены видов деятельности. Уроки приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скрупулезной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемым результатам, позволяют получить учителю огромное удовольствие и творческое удовлетворение.