Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Использование ИКТ на уроках географии | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

Использование ИКТ на уроках географии

 
Развитие мыслительной деятельности у школьников на основе личностно-ориентированного подхода в обучении географии.
Козлова Наталья Леонидовна
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №  23
Аннотация
Время требует творческой активности и от учителя, и от ученика. Школа давно уже и с различной степенью успешности предлагает “встречное движение” в познавательном процессе (от учителя к ученику и от ученика к учителю). На мой взгляд, примером такой познавательной деятельности, захватывающей и учителя, и ученика, сегодня может являться организация исследовательской, поисковой работы на основе создания совместных компьютерных проектов к урокам и внеклассным мероприятиям.
 Литература
ПЕТРОВА.В. Личностно-развивающее обучение в дидактической компьютерной среде: системный подход / А.В. Петров // Пед. образование и наука. – 2001.
ЕРМОШКИНА А.С. Личностно-ориентированное географическое образование / А.С. Ермошкина // География. – 1998. – № 36. .
ПАНЮКОВА С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. - М.: "Про - пресс", 1998.
 
Главная задача поисковой работы при организации компьютерных проектов: - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников - никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Использование проектного метода эффективно тем, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. Организовав проект, мы меняем и роль учителя на уроке: теперь он становится организатором самостоятельной творческой деятельности детей, руководителем поисковой работы. Создание совместных компьютерных проектов дает возможность в качестве дидактического материала использовать жизненный опыт самих ребят, помогает им осознать практическую необходимость знания того или иного материала. Компьютерные проекты особенно хорошо “работают” на слабых учеников, поскольку система проектных форм деятельности предлагает для них механизм защиты. А сильные учащиеся с удовольствием занимаются любым видом работы. Слабые учащиеся при работе в творческих группах выполняют посильные задания, например: сфотографировать исторические памятники, приготовить информацию о достопримечательностях или знаменитых людях нашего города, подготовить сообщение о символе города и т.д. Организация работы по проектам позволяет включить всех в работу и выявить творческие способности практически у всех детей. Необычная атмосфера настраивает ребят на творчество. Они чувствуют себя в роли фотокорреспондента (звуко) видеооператора, редактора, путешественника, туриста и т.д.
  Задачами  учителя в реализации данного направления являются:
-   содание условий для успешного овладения географическими знаниями. умениями и навыками;
-   обеспечить развитие познавательного интереса. логического мышления, теоретических способностей;
-   проводить диагностику.
Методы педагогической деятельности.
    
     Осознанность
Научить учащихся усваивать знания сознательно – значит, научить самостоятельно анализировать факты, искать и отбирать нужную информацию, критически оценивать ответы товарищей и исправлять сделанные ими ошибки, самостоятельно формулировать вопросы. Навыки критического мышления, наряду с компьютерной грамотностью и способностью к совместной деятельности, являются ключевыми (на мой взгляд, на сегодняшний день) общими компетенциями, которыми должен обладать выпускник.
Доступность
Объем и сохранение учебного материала должны быть по силам учащимся. Соответствовать их умственному развитию и запасу представлений и понятий. Следую в обучении  от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, учитывая возрастные особенности учащегося, тем самым, расширяя и углубляя круг знаний учащихся.
Наглядность
Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс усвоения знаний более легким. Уроки, на которых я применяю иллюстрации, ИКТ, проходят  при повышенном интересе и внимании всех учащихся, понятия доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются примерами. Пример, разработанного мной урока с применением  наглядности – урок в 6 классе по теме: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».
       Творчество
Творчество развивает познавательные способности учащегося и готовит их к разнообразной творческой деятельности. Это осуществляется на уроках, в туристко - краеведческом кружке и вне урока.
       Гуманизация
Каждому ученику, опираясь на его ориентации и личностный опыт, дать возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Ученик должен знать, что он может, на что он способен, что он знает. Помочь ученику сделать выбор и суметь обучать с учетом его выбора уровня. Этого можно достичь и при обучении географии, используя уровневую дифференциацию, при ведении элективного курса, кружка, при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.
    
     Системность
Увязывать новое с пройденным, опираясь на опыт ученика, изучать материал по частям, выделять в нем главные моменты, приобщать учащихся к анализу, систематизации и обобщению изучаемых тем.
В своей педагогической деятельности использую различные формы учебно-воспитательного процесса.
  Для обеспечения эффективности процесса обучения в школе формируется необходимая материально-техническая база. В кабинете географии имеется компьютер, проектор. Создан образовательный ресурс: медиатека, ее фонд насчитывает около 10 электронных пособий и учебников по географии; создается банк тестов, проектов, контрольно-измерительных материалов разработок уроков. Для удобства работы с интернетом для себя разработала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться.
На современном этапе уже можем говорить о том, что преподавание географии немыслимо без широкого использования различных  информационных методов и средств обучения.
На уроках и во внеурочное время активно использую ИКТ.
  Это связано с тем, что благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:
1.    Увеличивается активность учащихся на уроке.
2.    Обучение становится более наглядным, что способствует развитию пространственного воображения и логического мышления.
3.    Появляется возможность оперативного тестирования учащихся, а это прежде всего оперативная обратная связь, позволяющая скорректировать учителю и ученику дальнейшую деятельность.
Учащиеся могут участвовать в разработке элементов урока, создавая свои презентации к уроку и не только, тем самым развивая творческое мышление. В этом случае ученик уже становится соавтором урока, внеклассного мероприятия, не «объектом», а «субъектом» образовательного процесса.
5.    Позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа заданий. Таким образом, при проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и познавательную деятельность, развивает все виды мышления у детей.