Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Этапы конструирования урока с использованием информационных технологий. | Официальный сайт Департамента образования г.Шахты
Версия для слабовидящих

Этапы конструирования урока с использованием информационных технологий.

 
Коробова Наталья Валерьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 (МОУ СОШ №14), г. Шахты
Аннотация
Не смотря на многообразие применяемых в средней школе форм организации обучения с использованием средств НИТ (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся), урок остается основной формой обучения.
Исходя из основных принципов проектирования урока с использованием информационных технологий, (системности, развития, информативности, генерализации, индивидуализации) следует соблюдать этапам его конструирования:
1.    Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическую цель с ориентацией на достижение результатов, где на первый план выходят те связи, которые реализуют изначально заданную целевую функцию — фактические требования к знаниям, умениям и навыкам (как в конкретно-научном плане, так и общеинтеллектуальном). На этом же этапе аргументируется необходимость использования средств НИТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе и в соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов (обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные; контролирующие, учебно-игровые и т.п.)
2.    Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форму урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п. 
На данном этапе проводится детальный анализ электронных ресурсов,   разрабатывается методика проведения занятия и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами, определяется необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства). Используемые на уроках математики визуальные представления определений, формул, теорем и их доказательств, качественные чертежи к геометрическим задачам, подвижные зрительные образы в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивающие эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
3. Операциональный. Проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации. Выбираются способы взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом; осуществляется  поэтапное планирование урока.
 Для каждого из этапов определяется  цель, длительность этапа, форма организации деятельности учащихся, форма промежуточного контроля и т.п.
При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса любого предмета,  в том числе и  математики. Например, электронное пособие по математики серии TeachPro.
Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется мной. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ даю возможность ученику самостоятельно проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.  Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях, готовить доклады, рефераты, дополнительный материал по предметам.
            Необходимо помнить, что каждый этап урока с использованием средств НИТ и ресурсов Интернет — это законченный блок, в начале каждого из которых должен присутствовать организационный момент, иначе эффективность данного этапа снижается.
4. Педагогическая реализация. Основная цель этапа — перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ решаются  две основные задачи: задача диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задача управления его познавательной деятельности.
Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
На уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащиеся выполняют проектные и творческие работы в форме компьютерных презентаций о применении изучаемого материала. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.
Проведение уроков с использованием информационных технологий является мощным стимулом в обучении, активизирующим психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Мной практикуется использование компьютера, как неотъемлемой части учебного процесса для обучения информатики, математики, а также проведение интегрированных уроков информатики и английского языка, информатики и физики, математики и географии, математики и экологии и т.д.
Литература
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: ИОШ РАО, 1994.
Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. – 1998. - №6-8.
Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. – М.: Прогресс, 1988.
Новосельцев С. Мультимедиа-91: достижения, тенденции, рынок. // Компьютер-пресс. – 1992. - №7.
Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. – М.: Педагогика, 1973.