Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса
Краснова Наталия Викторовна, school30-forever@yandex.ru
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 г.Шахты Ростовской области (МОУ СОШ №30 г.Шахты Ростовской области).
Литература.
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2000
2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
В современной школе применение информационно-коммуникационных технологий на уроках становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Вопрос о целесообразности использования ИКТ в обучении стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 3 классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к выполнению самостоятельной работы по предметам начальной школы.
Я увидела, что урок в компьютерном классе развивает умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Так при проверке знаний учащихся на уроках русского языка, математики, окружающего мира использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания и возможности.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора. Так некоторые задания из учебника математики Н.Б.Истоминой предполагают проверку своего решения, используя калькулятор, что способствует повышению мотивации учения.
С помощью ИКТ я практически решаю проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Примером служит серия презентаций, подготовленных мною к урокам.
Компьютер помогает усилить мотивацию учения. В связи с ограниченными техническими возможностями школы использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, для устного счёта в 3 классе использую фрагменты программы «Уроки математики для начальных классов». Учащиеся работают индивидуально, с помощью проб и ошибок приходят к правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребёнка, который бы не справился с заданием, был бы пассивен и ждал, когда же, наконец, учитель обратит своё внимание на него.
Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. Так, на уроках литературного чтения при закреплении изучаемого материала использую компьютерную презентацию «В страну сказок». Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме.
Использование анимации, цвета, звука усиливает внимание учащихся. Примером служит урок-путешествие «По страницам русского языка», на котором интерес учащихся к предмету более повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, имеют возможность выставить себе оценки.
Из собственной практики проведения уроков с использованием Интернет-ресурсов особенно хочется выделить урок окружающего мира, проведенный в форме творческого проекта в форме группового занятия «Растениеводство. Животноводство». Работа с Интернет–ресурсами и подготовка групп включала несколько этапов: объединение групп, разъяснение задания; поиск информации; комбинирование и редактирование информации; демонстрация результатов, защита.
Ресурсы Интернет также позволяют мне пополнять методическую копилку и как учителю-предметнику, и как классному руководителю. При подготовке к образовательным и воспитательным событиям, часто обращаюсь к учительским форумам, регулярно подчеркиваю для себя что-то новое на сайтах «Российский общеобразовательный портал», «Наука и образование», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и т.д.
Применение на уроках начальной школы ИКТ помогает мне сделать учебный процесс более эффективным. В результате учебное время урока организовано более рационально; расширяются возможности в выборе средств и методов обучения; повышается мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие и успеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение и комфорт урока.
Считаю, что учителю учиться никогда не поздно, а учиться вместе с детьми еще и увлекательно. Применение ИКТ на уроках позволило мне решить проблему учебной мотивации у учащихся и как следствие повысить качественные показатели по предмету.