ИКТ в учебном процессе в начальной школе
Абашина Наталья Львовна (natasha_lev72@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 3 имени В.М. Глушкова, город Шахты Ростовской области (МОУ лицей № 3 имени В.М. Глушкова)
Аннотация
В тезисах содержится информация о включении информационных технологий в процесс обучения, их необходимости и неизбежности. Доказывается обоснованность применения информационных технологий и средств мультимедиа в системе современного образования. Применение ИКТ развивает и утверждает автономность ученика, адаптируясь к индивидуальным возрастным особенностям, формирует мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность к использованию информационных технологий в своей деятельности,повышает творческий потенциал и независимость учителя.
Современная школа с её проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребёнок проявлял интерес к знанию. Предела развитию интеллекта нет, и человек постоянно на протяжении всей своей истории, изобретает средства “быть умнее” и передает их новым поколениям. Таковы новые информационные технологии (НТИ). Они могут играть роль переходной среды – умственного мостика между действенным знанием и символьным знанием, тем самым, формируя информационную активность ребенка в учении.
Ребенок может владеть ими уже в младшем школьном (и даже дошкольном) возрасте. Но для успеха этого приобщения нужно, чтобы компьютерные средства НТИ стали средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, художественной деятельности, конструирования. Для этого НТИ в школьной системе должны отвечать определенными условиями, быть составной частью школьной дидактики, составлять основу развития новых форм традиционных видов детской деятельности.
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Каковы же функции компьютера в обучении?
Во-первых, компьютер помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя школьнику выбрать подходящий для себя темп обучения.
Во-вторых, компьютер даёт учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти. Такие ученики делают много ошибок при письме, заменяя, пропуская или переставляя символы. Эти учащиеся сначала напишут, а потом обдумывают – и начинаются исправления.
В-третьих, компьютер автоматизирует работу учителя во время урока и, что немаловажно, после урока, когда требуется подвести итоги, выявить пробелы в знаниях учеников и спланировать урок на завтра.
В-четвёртых, использование информационных технологий на уроке положительно влияет на развитие ребенка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, логическое мышление, рано начинает развиваться знаковая функция сознания, в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивается моторика (моторная координация) и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Интерес, который вызывают занятия с применением ПК, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
В-пятых, среди дидактических возможностей ИКТ можно выделить:
• фрагментарное использование ПК в зависимости от цели этапа урока;
• осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;
• получение информации о работе каждого ученика на отдельных этапах;
• сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
• сочетания обучения с игрой;
• управление самостоятельной деятельностью школьников на различных этапах обучения.
Какие же новые актуальные компетенции для учителя и условия сотрудничества ученика с ИКТ уже вошли в контекст школьного дела и стоят на его пороге? Для учителя они определяются не только пользовательской составляющей, которая несомненно требует расширения и удовлетворения индивидуальных запросов педагогов в его профильной сфере развития, но и, конечно, новые методические компетенции, проявившиеся в условиях информатизации школы как новые формы и методы обучения детей и использование новых видов учебных материалов и образовательных услуг на основе ИКТ.
На смену традиционным инструментам педагога приходят новые инструменты, предложенные ИКТ средствами, а также новые методические аспекты деятельности педагога: учебно-методическая литература заменяется электронными образовательными ресурсами на компакт-дисках, образовательными порталами, национальной коллекцией образовательных ресурсов и инструментами их использования. Аспектами педагогической деятельности становятся различные модели организации урока с использование ИКТ: с одним компьютером и проектором, с интерактивной доской, с выходом в Интернет и т.п. Доску и мел заменяют интерактивная доска, мультимедиапроектор, телевизор и видеомагнитофон. Новые компетенции педагога – выступление с презентацией, ведение урока с фрагментами демонстраций на основе электронных образовательных ресурсов, интерактивные инструменты взаимодействия учителя с ЭОР. Важной составной частью образовательной среды начальной школы являются различные информационные источники на бумажных и цифровых носителях. В начальной школе необходимо иметь разнообразные информационные источники в каждой классной комнате:
Необходимо помнить, что оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся II-IV классов должна быть не более 15 минут.
С целью профилактики зрительного утомления детей рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
В своей работе использую информационные технологии следующим образом:
Итак, применение информационных технологий в начальной школе возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Уверена, что применение компьютера в учебно-воспитательном процессе обосновано при всех формах урока и внеурочной деятельности. Нужно только правильно дозировать электронную информацию и электронный эксперимент с живым общением с учителем и реальными экспериментами. Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером в образовательном процессе, к исследовательской работе в целях повышения качества образования.
Литература