Компьютер на уроках в начальных классах

Компьютер на уроках в начальных классах.
Новченкова Елена Викторовна
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 (МОУ СОШ№40) город Шахты
Аннотация
Компьютер является одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Компьютер существенно изменяет методы учебной работы благодаря тому, что имеет возможность показать явления в их развитии, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
Литература.
1.     А.А.Бурлакова Компьютер на уроках в начальных классах/Бурлакова А.А.// Начальная школа До и После. -2007-№7-с.32
 
Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных её компонентов, в том числе с использованием современных информационных телекоммуникативных технологий. Информационные коммуникативные технологии являются универсальным средством повышения уровня мотивации учащихся, средством повышения познавательной активности, мощным средством воздействия на психику обучаемого, средством увеличения уровня социализации и коммуникативных возможностей.
Использование электронных образовательных ресурсов может происходить под руководством учителя; учителем при отсутствии самостоятельного взаимодействия учащихся; в процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями учителя; на уроке, во внеурочное время в соответствии с самостоятельным выбором или рекомендациями учителя. В качестве электронных образовательных ресурсов сегодня предлагается следующее оборудование:
·                     документ-камера (специальная видео камера на раздвижном или гибком штативе, подключается к телевизору, проектору, компьютеру; удобна для демонстрации мелких предметов, опытов);
·                     графический планшет (к компьютеру подключается до 15 планшетов; осуществляется обратная связь с учащимися, ответы проецируются на компьютер учителя);
·                     модуль тестирования и голосования (радиопульты; сообщения передаются на монитор учителя);
·                     мультимедиа проекторы;
·                     интерактивная доска (совокупность доски, проектора, компьютера).
К сожалению, такое оборудование может себе позволить далеко не каждое образовательное учреждение. Чаще всего в школе имеется компьютерный класс, мультимедийный класс.
Отличительной особенностью мультимедиа является эстетичная форма учебной информации, возможность манипулирования объектами.
Человек воспринимает информацию по-разному: из того, что человек слышал, он запоминает всего15%, из увиденного – 25%. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Восприятие человека избирательно, одни лучше запоминает устную информацию (аудиалы), другие лучше запоминают зрительные образы. Это зависит от того, какое полушарие мозга развито лучше. Есть и равнополушарные (аудиовизуалы). Если объединить устное изложение и визуальное восприятие, то процент запоминаемой информации увеличится в 2-3 раза.
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому использование учителем в своей работе электронных образовательных ресурсов позволяет повысить качество образования, сделать содержание учебного материала более доступным, понятным и интересным. Создание презентаций уроков, внеклассных занятий повышают уровень качества обученности учащихся, способствуют более прочному усвоению программного материала.
Компьютер используют для подготовки учебных документов, а учащиеся готовят с его помощью домашние задания. Возможности компьютера довольно разнообразны:                                                                                          
·         текстовый процессор используют для записи математических, физических и химических формул;                                                                                                                                                      
·         создают схемы и диаграммы, кроссворды, ребусы для учебных проектов;                                                                                     - 
·         внедряют графические объекты в текстовые документы;                                                                      
·         используют нестандартные шрифты при оформлении учебных работ;
·         выполняют простейшие чертежи для иллюстрирования работ по геометрии и физике, рисуют графики математических функций;                                                                                                        
·         иллюстрируют учебные работы творческого характера;
·         создают интерактивные документы с обратной связью, которые можно использовать для тестирования знаний учащихся.
Универсальность информационных коммуникативных технологий состоит в том, что их можно использовать на любом этапе урока, при применении любого метода обучения.
·                       Объяснительно-иллюстративный метод (учащиеся пассивно взаимодействуют на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания).
·                       Репродуктивный метод (выполнение действий по образцу, использование электронных учебных модулей).
·                       Проблемное изложение материала (учащиеся следят за логикой решения проблемы, знакомятся  со способами и приёмами научного мышления).
·                       Частично-поисковый метод (учитель организует работу поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановка проблемы и поиск вариантов решения).
·                       Исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся, сам ставит проблему, ищет решения проблемы).
Использование образовательных программ позволяет сделать урок ярче, а его содержание запоминающимся. На уроках использую программы, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Смена ярких кадров и заданий даёт простор детской фантазии. Использование компьютера помогло решить проблему дефицита подвижной, качественной наглядности. Так при изучении темы «Строение человека» детям предлагаются анимационные фрагменты, где учащиеся наглядно наблюдают за процессом пищеварения, дыхания и т.д. На уроках русского языка использую программы позволяющие работать в разных режимах: диагностика, коррекция, контроль, контроль с самопроверкой, с поощрением («Фраза» обучающая программа-тренажёр по русскому языку, «Справочник школьника. 1-4класс, тесты»). Обучающая серия «Развивайка» даёт возможность формировать навык устного счёта в доступной игровой форме, что повышает у учащихся познавательный интерес к предмету.
. В 3 классе с использованием презентации был проведён урок русского языка по теме «Сложные слова. Образование сложных слов». С помощью загадок и анимационных эффектов было объяснено образование сложных слов, использованы приёмы самопроверки, проведена самостоятельная работа с последующей самопроверкой, дано разноуровневое домашнее задание. Анализ работ учащихся показал, что не допустили ошибки в написании сложных слов 84,6% учащихся (22ученика из 26). Таким образом, видно, что использование занимательного материала, наглядности, анимационных эффектов, возможность самопроверки по образцу с применением электронных ресурсов повышает уровень качества усвоения программного материала.