«Информационные технологии на уроках естественно-математического цикла»

«Информационные технологии на уроках естественно-математического цикла»
Мерцереева И.Н.
руководитель МО естественно-математического цикла МОУ СОШ №40 г.Шахты
Аннотация
Применение ИКТ в обучении – одно  из приоритетных направлений современного образования. Уроки с компьютерной поддержкой – один из показателей внедрения ИКТ в учебно-образовательный процесс. В докладе говорится о преимуществах использования информационно-коммуникативных технологий, рассматриваются примеры использования ИКТ на уроках.
В свое время Лев Семенович Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому…».
В условиях модернизации Российского образования проблема развития педагогического творчества учителя и повышения его профессионального мастерства приобрела особую актуальность, потому что без активного педагогического поиска педагогов, без их творческого саморазвития невозможно поднять учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень.
Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят перед нами – учителями новые задачи по воспитанию человека современного общества. Требованиями современного общества являются компьютерная грамотность и информационная культура.
Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.
Компьютер вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством. В современном уроке компьютер позволяет учителю достичь более высокого уровня наглядности, становится активным стимулятором познавательного процесса школьников.
Применение ИКТ в обучении – один из самых современных приемов активизации познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочное время. ИКТ занимает особое место в учебном процессе. Возможности современных компьютеров просто поразительны. Компьютеры в качестве учителя малоэффективны, в роли помощника учителя неоценимы. Особенно полезен компьютер в качестве базы для наглядного обучения, тренажера, для контроля.
На сегодняшний день имеется ряд отработанных моделей использования ИКТ:
- демонстрация компьютерной презентации, подготовленной учителем или учеником;
- тестирование – с вводом или выбором ответа;
- отработка навыков с помощью компьютерного тренажера.
Компьютер в урочной деятельности учителями используется на всех этапах урока: при  объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности.
Контроль знаний и умений учащихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Одной из форм проведения контроля знаний и умений является тестирование.
Тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях.
Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний школьников: учащиеся работают с компьютером, и именно он оценивает их знания.
Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды.
В-третьих, нам практически сразу выдается статистика – процент усвоения материала отдельным учеником или группы в целом.
Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока с использованием ИКТ совсем иной, результативность таких уроков значительно повышается.
Для успешного применения информационных компьютерных технологий в каждом классе в идеале должны быть технические средства: компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран, колонки. К сожалению, в нашей школе только три учебных кабинета обладают такими возможностями. Один из них компьютерный кабинет. В другом имеется интерактивная доска. Третий – мультимедийный кабинет. Несмотря на это учителя-предметники, входящие в состав МО применяют ИКТ в своей профессиональной деятельности. 80% учителей МО владеют компьютером, наиболее успешно используют на своих уроках компьютерную поддержку молодые учителя и помогают своим коллегам. Хочется отметить, что учащиеся среднего и старшего звена с удовольствием создают самостоятельно презентации, используя для этого ресурсы сети Интернет. Им нравится защищать свои творения. Учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, создают информационные проекты, сопровождая их презентациями.
Использование сети Интернет способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору, анализу и представлению полученной информации. Формируется возможность усваивать большой объем информации за короткое время.
Особый интерес у учащихся 5-6 классов вызывают уроки с использованием интерактивной доски. Возможность передвигать объекты, проверить решение примера или построить фигуру по заданным точкам приводит школьников в восторг. Им нравится работать с инструментом, для управления которого достаточно только прикосновения.
Таким образом, применение информационных технологий показало:
- повышение интереса к изучаемому предмету, возрастает посещаемость занятий, на занятиях учащиеся работают активнее;
- улучшение дисциплины на уроках;
- улучшение успеваемости учащихся;
- повышение внимания и улучшение памяти.