ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Быкадорова Елена Михайловна (golowan.l@yandex.ru) Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Шахты
Аннотация
Формирование уроков географии с использованием компьютера для развития познавательных и творческих способностей учащихся.
Литература
1.       Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет-образования. № 18. 2004.
2.     Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образова-ния.-М.: Народное образование,2000.-351с.
3.   Сайт фестиваля "Открытый урок". 
В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование компьютерной техники в обучении. Есть разные мнения учителей о целесообразности подбора компьютерных технологий в обучении географии. Для нас этот вопрос стал решенным, как только провели несколько пробных уроков в 7-10 классах и увидели неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных географических задач. Кроме этого в школе применяются в основном классно-урочная и лекционно-семинарская форма обучения, которые существуют практически в неизменном виде  давно. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала при этом подвержены влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравится наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности. Необходимы новые средства и методы обучения.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска.
В нашем обществе, в нашей культуре, во всей нашей жизни за последние 5 лет произошел огромный перелом и совершенно естественно, что нынешние учащиеся очень сильно отличаются от своих сверстников, скажем пятилетней давности. Они намного лучше умеют работать с современными средствами информации - компьютерами, сетью Интернет, и соответственно их мышление и взгляд на мир сильно изменились, они отличаются большей независимостью мышления, куда меньше отягощены идеологическими стереотипами, чем их предшественники. Прежнее преподавание географии, основанное прежде всего на всем нам известной схеме, когда учитель в основном говорит, а ученики в основном слушают, дома учат параграф и на следующем уроке его пересказывают - такое преподавание, наверное, должно уйти в прошлое, т.к. оно наносит огромный вред выработке навыков самостоятельного мышления учащегося, которых вообще - то всегда не хватало, а уже в современном мире без них просто невозможно существовать.
Современное преподавание географии - это соединение фактов с более активным развитием мышления и самостоятельности - качествами столь ценимыми в технологиях развивающего обучения. Необходимы новые пути преподавания географии, одним из таких путей является использование информационных технологий в преподавании географии.
Использование медиатеки в урочной деятельности позволяет не только расширить и укрепить знания о предмете, но и, самое главное, дает знания о том, где найти информацию о предмете, как грамотно пользоваться компьютерами, компакт-дисками, владеть навыками работы и поисковыми информационными системами в Интернете, электронной почтой, представлять свои мысли образно - например, создавая простейшую мультимедиа программу или WEB-страничку.
Медиатека - это качественное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся, их исследовательской деятельности - написания докладов, обзоров, рефератов.
В течение года успешно использовался и электронный репетитор "Кирилл и Мефодий" по географии. Это жесткое компьютерное натаскивание, тренировка интуиции и проверка уровня знании при помощи тестовых программ.
Информационные технологии дают уникальную возможность для самореализации личности в общении с себе подобным - круг друзей по интересам, переписке, поиск партнеров и единомышленников. Учащиеся смогли принять участие в межклассных образовательных проектах. Одним из таких был проект "Мои знакомые места", в котором приняли участие группы учащихся 8 класса. . Проект предполагал разработку анкеты "Уровень экологической культуры учащихся", проведение опроса в школе по данной анкете, знакомство через Интернет с экологическими проблемами, выявление  загрязнителей  близ школы  № 12. Внедряя новые информационные технологии, ставим перед собой следующие задачи:  научить ребенка самостоятельно  находить нужную  информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать, также важно применять   компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий. При  объяснении  нового материала можно использовать цветные рисунки и фотографии, видеофрагменты, справочные таблицы, анимацию. При закреплении знаний для быстрого повторения наиболее значимых вопросов применять рисунки, схемы, анимации через мультимедиа-проектор. Особо удобно и для учителя и для ученика использование компьютера для контроля знаний. Учащимся предлагаем задания: ответить на вопросы теста, расшифровать схему, проанализировать таблицу и т.д. и сразу можно проверить правильность  выполнения заданий,  учащиеся  видят свои ошибки.      Получается      очень интересно, удобно и быстро. Для   учащихся,  которые интересуются             географией, предлагаю   занимательную форму   выполнения   домашнего задания    в    виде    составления презентации   и   публикации   по изученной теме. Использование информационных технологий обеспечивает  возможность проведения   компьютерных практикумов - занятий, в ходе которых ученики с помощью персонального  компьютера решают учебные задачи по определенной теме курса или при подготовке к ЕГЭ. Таким образом,   использование информационных технологий и персонального  компьютера,
безусловно, повышает интерес учащихся   к   предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные  условия  для раскрытия    их    склонностей способностей.
Учитель станет действительно педагогически творческим с использованием персонального компьютера только в том случае, если он сможет, с одной стороны, создавать фрагменты уроков на основе готовых или собственных программных продуктов, с другой стороны, овладеет методикой преподавания предмета в современных условиях, то есть с учетом возможностей компьютера. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки учителей. Сегодня учитель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Учитель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и  академических фактов - он помогает учащимся понять сам процесс обучения.