НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Лагус Инга Владимировна (lagmal@yandex.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Шахты
Аннотация
В тезисах затрагиваются основные аспекты организации учебного процесса на уроках информатики в начальной школе, рассматривается проблема сохранения здоровья учащихся при работе на компьютере.
Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  2. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор Г.Н. Петровский. Мн.: НИО, 2000.
  3. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса М., 1993
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007

На фоне того, что информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе, для современной школы становится характерным осуществление комплексного подхода к процессам информатизации, включающего освоение информационных технологий в качестве дидактического инструмента в рамках не только уроков информатики, но и уроков частных методик.
Комплексная информатизация образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры как педагогов, так и школьников, использования в процессе обучения компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий.
Удивительно, но факт: учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.
В настоящее время в начальной школе в связи с совершенствованием структуры и содержания образования со 2-го класса вводится предмет информатика, который, естественно, предусматривает использование компьютеров в учебном процессе.
При построении курса целесообразно принимать во внимание следующие цели изучения информатики в школе:
формирование в сознании школьника единой информационной картины мира;
формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для деятельности; умение использовать компьютер на практике в тех случаях, когда это эффективно, и отказ от компьютеризации там, где это бессмысленно;
формирование операционного стиля мышления;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
Что необходимо в первую очередь для осуществления эффективной работы с учащимися на уроках информатики?
Кабинет, оснащенный по требованиям гигиенических норм и правил.
Педагог, владеющий элементарными навыками работы с компьютером (уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере).
Учащиеся, ориентированные на качественное обучение.
Говоря о современном компьютере, обычно добавляют прилагательное «персональный», что предполагает одного пользователя. Однако компьютер, установленный в школе, не может рассматриваться как персональный. Именно этот аспект во многом определяет невозможность использования большинства компьютерных разработок в условиях школы.
Урок информатики у младших школьников подобно другому уроку в начальной школе использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы и т.д. Однако каждая из традиционных форм проведения урока, предусмотренная планом урока, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия – компьютерному упражнению или творческой работе.
Практика показывает, что более эффективной формой организации учебного процесса в компьютерном классе является групповая форма. Класс делится на бригады по 3 человека, для которых предусматривается рабочая зона (1 парта, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточный материал). Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады работают за партой.
Один раз в месяц с учащимися проводится беседа (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе. Разработать эти «особые» правила предлагается учащимся путём беседы с игровыми приёмами. Вот некоторые из них:
 самое главное правило – внимательно слушать учителя
входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя
приносить и подключать компакт-диски из домашних коллекций только с разрешения учителя и т.д.
В начальных классах наиболее приемлемы комбинированные уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. Урок информатики лучше строить по следующему алгоритму:
Инструктаж (сообщение ценной информации).
Смотрите, как это делается (примеры из личного опыта или практики).
Попробуй сам.
Делай сам.
Покажи, на что способен.
Наибольшим интересом у школьников пользуются моменты урока игрового характера: викторины и конкурсы, задания на развитие памяти, внимания и мышления. Игровые формы занятий делают трудные задания для школьников интересными и доступными, создают атмосферу непринужденности общения, демократичности.
Па первом этапе урока учащимся рекомендуется проведение короткой разминки, в ходе которой им предлагаются логические, математические, лингвистические вопросы, задачи и задания на развитие сообразительности, внимания, памяти. В процессе опроса напоминается ранее изученное и вводятся новые понятия, осуществляется совместный поиск и анализ примеров. Второй этап урока включает объяснение нового материала, постановку новой задачи или проблемной ситуации, решение которых осуществляется коллективно. Третий этап урока – это индивидуальная, парная или коллективная работа учащихся на компьютере. Очень важно, чтобы учащиеся самостоятельно использовали новые сведения и имели возможность советоваться друг с другом, так как именно в процессе взаимопомощи они лучше усваивают изучаемый материал. Учитель координирует и контролирует работу учащихся, при необходимости консультирует учащихся по наиболее сложным вопросам.
При организации учебного процесса на уроках информатики учитель всегда должен помнить о главном принципе обучения « не навреди». Во всех компьютеризованных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером – одна из самых напряженных и утомительных. В некоторых странах работа офисного служащего внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. О здоровье ребенка взрослые обязаны подумать еще задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Согласно опросу учащихся и родителей, ученики нашей школы проводят за компьютером по несколько часов в день. Вследствие этого среди множества проблем применения компьютера следует особо выделить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека. Безграмотность родителей в данном вопросе очевидна. Для решения данной проблемы целесообразно проводить «Всеобучи» для родителей. На родительских собраниях освещаются вопросы, связанные с правильным выбором монитора, компьютерной мебели, выбором «правильного» места для компьютера и монитора, знакомимся с правилами безопасной работы на компьютере и т.д. На уроках информатики учащиеся знакомятся с основными правилами работы за компьютером, на каждом уроке обязательно проводятся динамические паузы или физкультминутки, всевозможные разминки для глаз, осанки, кистей рук. Учитель при организации работы на уроке должен руководствоваться едиными гигиеническими требованиями.
 В настоящее время по любому предмету общеобразовательного цикла, на любом его этапе можно и должно использовать компьютерные технологии как еще один источник дополнительной информации по предмету. В основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат и т.д. Главное в презентациях: тезисность, информативность, наглядность, увлекательность уроков.
И это далеко не все, что может нам дать использование информационных технологий в обучении школьников с целью более эффективного усвоения учебного материала.