«НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

«НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
Шевченко Наталья Ивановна (natalja-shevchenko0@rambler.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 (МОУ СОШ№37) г. Шахты Ростовской области
Аннотация.
В тезисах раскрываются возможности применения информационных технологий в работе учителя информатики.
Информатика в настоящее время – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющая область практической деятельности человека. Информационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Я, как учитель информатики, применяю ИКТ в разных сферах своей деятельности, ориентируясь на то, что цель образовательного процесса в школе – создание условий для развития личности ребенка с учетом его потребностей и возможностей. Мы должны обеспечивать самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. Условно я выделяю следующие направления в своей деятельности: • урочная деятельность с обучающимися, • внеурочная деятельность, • работа над повышением своего профессионально-личностного потенциала. Во всех случаях я применяю ИКТ. I. Урочная деятельность. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Современное содержание образования многообразно, поток информации, который обрушивается на детей, должен быть четко структурированным, чтобы ребенок мог его усвоить и применять в своей дальнейшей жизни. Для облегчения освоения обучающимися ГОС я использую различные формы работы, том числе: 1. Использование мультимедийных презентаций. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: • усвоить базовые знания по предмету; • систематизировать усвоенные знания; • сформировать навыки самоконтроля; • сформировать мотивацию к учению; • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. При использовании на уроке мультимедийных технологий структуру урока принципиально не изменяю. В нем по-прежнему сохраняю все основные этапы. Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока. Образовательный аспект: восприятие обучающимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся. Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Мультимедийные технологии использую: • для объявления темы урока; • при объяснении нового материала; • как информационно – обучающее пособие (в том числе и для инд.-гр. консультаций); • для контроля знаний. Практически по всем темам курса «Информатика и ИКТ» имеются разработки в электронном виде (презентации, проверочные, контрольные работы, тесты и т.д.). 2. Работа с интерактивной доской для: • изображения различных фигур; • подчеркивания; • выделения нужной информации; • добавления записи к страницам, которые были приготовлены до занятия (например, при разгадывании кроссворда, внесения данных в схему и так далее); • работы разными цветами; • для удобства мультимедийного сопровождения (по ходу изложения материала, вношу в презентацию необходимые метки, записи, рисунки, выделяю, подчеркиваю главное). Данное оборудование позволяет с помощью прикосновения выбрать нужную иконку, достаточно просто коснуться поверхности доски. Интерактивная доска позволяет работать с различными объектами, искать нужную информацию в сети или создавать презентацию. В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. В ходе мультимедийного урока объём пройденного, и соответственно, усвоенного материала можно увеличить без риска «перегрузить» учеников. Информация, полученная через различные сенсорные пути: через текст, видео, графику, звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше. Обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: давно известно, что услышанное усваивается на 10%, увиденное – на 40%, а то, что ученик получает через деятельность – усваивается им на 90% из ста. В моей педагогической деятельности большую роль имеют интернет-технологии, которые • нацелены на развитие обучающегося; • имеют продуктивный характер; • обеспечивают связи образования с социальной действительностью; • способствуют индивидуализации и дифференциации; • ориентирует на интересы личности. II. Внеурочная деятельность. Первый год я веду кружок «Путешествие по страницам Интернета», участниками которого являются ученики 5-6 классов. В основе деятельности кружка лежит учебный процесс, цель которого – научить детей цивилизованно и грамотно применять Интернет-ресурсы, привить школьникам начала информационной культуры, формировать постоянную потребность в обучении. Одно из направлений работы с одарёнными детьми - участие в различного уровня конкурсах. Так ребята в апреле принимали участие в I этапе Конкурса детского креатива «Будущее России». Формат работ был различным: две работы художественно – графические, одна фото-работа и презентация. Компьютерные презентации разрабатываются обучающимися к памятным датам. В преддверии 65-летия Победы в ВОВ собирается поисковый материал о событиях военных лет. Так учащаяся 5 «А» класса Кондратьева Эрна подготовила фильм «День Победы», её работа была направлена для участия в городском конкурсе на лучшую разработку с использованием информационных технологий. Таким образом, осуществляется интеграция научно-технической и военно-патриотической направленностей в системе дополнительного образования. Это позволяет обучающимся достичь нового качества образования, успешно реализовать себя, адаптироваться в социуме. III. Повышение профессионально-личностного потенциала. Остановлюсь на одной из форм повышения моего профессионально-личностного потенциала как учителя – это знакомство с программами Intel «Обучение для будущего» и Web 2.0 в ходе курсовой подготовки. Кроме того, я часто посещаю такие сайты, как: Сеть творческих учителей, Педсовет, Открытый класс и др. Благодаря данным сайтам, учителя получили возможность создать свое виртуальное сообщество и обсуждать интересующие проблемы; стали применять информационно-коммуникативные технологии на уроках и в процессе демонстрации нового материала из сетевых ресурсов, и как инструментарий для учебной деятельности, и для организации коммуникаций. Обучающиеся знакомятся с позитивными возможностями интернет-технологий в процессе поисковой деятельности, приобщения к современным средствам коммуникации; учатся виртуальному общению на вербальном и визуальном уровне. Таким образом, целенаправленное использование возможностей ИКТ в урочной и внеурочной деятельности, совместная работа при этом классного руководителя, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей позволяет развить творчество детей, повысить мотивацию к обучению, формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся. Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.