Использование информационных технологий на уроках в начальных классах

 

 
   Основная цель обучения в начальной школе -
научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать,
преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных
методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и
компьютерных.  В последние 10-15 лет
компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу
жизнь.
 
   Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент
получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых
технологий, их быстродействие потрясают воображение. Использование компьютерных
технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического
усвоения знаний к овладению навыкам самостоятельно приобретать новые знания и
умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.
    Компьютерные технологии качественно изменяют
содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях
могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных
способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных
способностей; стремлению к самосовершенствованию.
   Мультимедийные компьютерные технологии
позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во
многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность
учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более
глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока,
насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств
в современный учебный процесс. Средства мультимедиа позволяют обеспечить
наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию
принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных
технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача
обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога
«ученик-компьютер».
Активная роль при проведении
урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового
материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами,
анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее.
Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power
Point , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть
продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных
компьютерах.
   Для развития у учащихся творческих
компонентов мышления и формирования авторского мышления  в процессе обучения, мы используем такой
методический прием, как реализация 
творческих проектов. Мобилизуя большие затраты умственной деятельности,
работа на компьютерах ускоряет процессы развития пространственного мышления,
воображения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, чувство
гармонии. Часто используем компьютер в качестве электронной доски, что увеличивает
объём работы, которую мы успеваем сделать на уроке.
Такой подход к организации
учебного процесса с использованием современных информационных технологий в
начальной школе дает возможность привлечь учащихся к творческой деятельности,
что является необходимым условием формирования различных качеств творческого
мышления. Работая с этими программами, учащиеся закрепляют навык работы с
компьютером, учатся работать в режиме диалога, развивают логическое и
алгоритмическое мышление.
 
   Применяя информационные технологии в учебном
процессе, мы:  
- формируем у учащихся
устойчивый интерес к обучению;
- развиваем  логическое 
мышление;
- формируем  навыки 
осуществления анализа и синтеза в процессе   графического конструирования;
- развиваем  творческие 
компоненты  мышления;
- формируем   авторское 
мышление.
 
   Использование компьютера на уроке позволяет
сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.
   Во-первых, детям младшего школьного возраста
трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка
в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым
опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с
этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться
складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д.
Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и
эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими.
   Учитывая, что основным видом деятельности
детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с
его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить
обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят
перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры
- откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели
сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает
положительная мотивация усвоения знаний.
   Обучение в начальной школе - это тот
фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека.
Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного
материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки
школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не
менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В
результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке.
Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более
высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших
занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий
учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.
 
   Так, например, ребенку с приоритетной
визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому
языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный
диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей,
можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает
текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой.
Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью
современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем
самым повысить мотивацию учения.
   Во время такого этапа, как «устный счет»
орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется
приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших
занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является
периодом продуктивной деятельности.
   Эту же категорию учащихся, а так же
категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего
уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во
время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного
материала.
   Учитывая информацию о периоде продуктивной
активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать
возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой
вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного
средства.
   При проведении динамичных учебных игр,
эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных
процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном
скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту
самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.
   Опираясь на знания о статусе ребенка в
классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по
совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая
форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий
исследовательского характера на уроках природоведения.
   Школьникам, выполняющим общие для всех
задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной
сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит
им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.
   Особое значение имеет работа за компьютером
для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно,
привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко
и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время
проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или
повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих
учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо
традиционной контрольной работы по изученной теме.
   На уроках закрепления и обобщения полученных
знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля,
трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.
   Таким образом, применение новых
информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет
дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных
особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр
способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое
управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
 
 
 

 Если бы так было, было бы

 Если бы так было, было бы классно!!!