Использование метода проектов на уроках информатики

 
Федоренко Ирина Александровна ( arina6508@mail.ru)
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 (МОУ СОШ №36) г.Шахты
 
Аннотация
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать.  В своей работе я рассматриваю  использование метода проектов на уроках информатики.
 
В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому особую  значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу, призвана школьная информатика.
При обучении информатике возникает целый ряд проблем:
·   недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
·   низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
·      динамичность развития содержания курса информатики.
Перед  учителем возникает необходимость  выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов.  Он прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:
·    принцип обучения деятельности;
·    принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
·    принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика;
·    принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;
·     креативный принцип.
На предмете информатика проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся.
На своих уроках я стараюсь использовать  личностно-ориентированный подход в  обучении  путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только  на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Далее приводятся примеры проектов, которые учащиеся выполняют на уроках информатики.
Проект «Новости компьютерного мира», рекомендуется для учащихся 7-9-х классов. Планируемый результат: создание учеником презентации с  подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора.
Учащиеся, используя материалы Интернет, собирают и анализируют  собранный  материал, создают презентацию об устройствах ввода и вывода информации, представляют  свою работу, обосновав критерии отбора материала.
Я организую постоянную проверку презентаций, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете информатики, для их последующего использования на уроках.
В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.
Проект «Выбери ПК», рекомендуется для учащихся 7-9-х классов.
Тип проекта: ролево-игровой, мини проект. Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики.
Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.
Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно делятся на группы. Участники каждой из групп разрабатывают  рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Каждая из групп должна собрать из деталей компьютер с определённой целью и на «имеющуюся» сумму. Группы  представляют свои наборы комплектующих, обосновывая их выбор.
Проект «Создай свой кроссворд». В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Планируемый результат: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов. Данный проект можно использовать при изучении различных тем.
В ходе выполнения проекта роль учителя  состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Лучшие работы распечатываются и используются на уроках.
Проект «В мире интересного», рекомендуется для 9-х классов.
Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики. Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.
Проектный подход в значительной мере удовлетворяет различного рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.