Использование ИКТ в развитии творческого потенциала учашихся на уроках русского языка и литературы

  Влияние информационных технологий на развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.   
Шевцова Ирина Александровна (e-mail:www.vsh93@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 (МОУСОШ №49) город Шахты.
 
  Аннотация.
В настоящее время, как мы видим, возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Новое входит в нашу жизнь и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство. Как использовать компьютер рационально, как заставить его работать на учителя и учащихся так, чтобы он не стал просто модным украшением кабинета? Как с помощью компьютера повысить и стимулировать интересы обучающихся, активизировать их мыслительную деятельность, индивидуализировать обучение? На эти вопросы я попытаюсь ответить .
 
Использование ИКТ – одно из направлений активных поисков новых педагогических идей.
Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Использование информационных технологий в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает как объём полученной информации, так и качество её усвоения.
Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения учащимися соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника или из другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо грамматических заданий и многое другое.
Сегодня, с приходом в школу компьютера, появилась возможность интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность учащихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как, например, различного рода списывания, – эту задачу значительно облегчает использование компьютера.
В настоящее время трудно представить процесс познания русского языка и литературы без использования различных компьютерных технологий. Эффективность применения информационных технологий на уроках русского языка и литературы не подлежит, на мой взгляд, сомнению. В числе преимуществ их использования можно назвать субъективную ориентацию, гибкость и вариативность. ИКТ помогает педагогу повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, образовательный процесс сделать  более увлекательным, приносящий ученикам истинное удовольствие.
Проектирование урока с использованием ИКТ.
Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения. Система обучения ориентируется на формирование репродуктивных навыков. Уникальные возможности новых технологий позволяют развивать умения и навыки более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому воздействию.
Компьютер используется в процессе обучения с различными целями:
-      при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
-      для оптимального закрепления изученного материала,
-      для улучшения контроля знаний учащихся,
-      для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы уроки литературы и русского языка были интересными, чтобы учащимся захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока, чтобы они могли удивиться богатству и разнообразию своего родного русского языка. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке: готовить электронное оформление (создавать компьютерные иллюстрации в программе Paint к художественным произведениям, мультимедийные презентации в программе Pover Point); делать музыкальное иллюстрирование стихотворений или рассказов с помощью программы Nero Sound Trax . Каждый учащийся может проявить свою активность, способности. Компьютерные технологии позволяют разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы.
На уроках русского языка и литературы в целях развития творческого потенциала учащихся эффективно использование следующих форм работы с использованием компьютерных программ:
Word:
-      составление и использование опорных конспектов, план-карт к урокам русского языка и литературы;
-      составление интерактивных тестов в качестве зачетного материала к урокам русского языка и литературы;
-      создание проектов: электронных газет в рамках внеклассной работы по русскому языку, литературе и развитию речи;
-      создание фотоколлажей.
PowerPoint:
-      создание мультимедийных презентаций к урокам в качестве
опорно-дидактических материалов;
-       создание мультимедийных презентаций в качестве защиты проектных и исследовательских работ.
Nero Sound Trax
-      обработка музыки для уроков развития речи по методике «Обучение сочинениям по музыкальным отрывкам и шумам»;
-      создание музыкальных иллюстраций к стихотворным произведениям и рассказам (метод проектов).
-      развивает эмоциональную сферу учащихся.
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы повышает эффективность обучения. Они способствуют:
-      стимулированию речемыслительной деятельности учащихся;
-      развитию речи, расширению словарного запаса;
-      повышению интереса к изучаемому материалу;
-      стимулированию развития воображения;
-      созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;
-      активизированию познавательной деятельности учащихся;
-      развитию творческого потенциала учащихся;
-      развитию эмоциональной сферы учащихся.
-      эффективности усвоения материала,
-      индивидуализации обучения, повышению скорости изложения и
усвоения информации.
На уроках с использованием компьютерных технологий даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное - удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор.    
 
 
 
Литература:
1.    Клименко Е.П. Применение элементов компьютерной технологии на уроках литературы./ (сайт « Фестиваль творческих педагогических идей. Открытый урок»).
2.    Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование  – 2000. - №7.
3.    Резниченко И.Л. Обучение с применением дисплея школьного компьютера. - М.: "Просвещение", 2000.
4.    Сиденко А.С. Метод проектов: история, теория и практика // Наука и школа. 2002.№ 8., № 9.
5.    Стрыгина Т.В. Блоковая подача материала при изучении имени существительного с применением ЭВМ // Русский язык в школе. - 1996. - № 3
6.    Шардаков М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников в компьютерном обучении.- М. «Просвещение», 2000.
7.    Штейнберг В.Э. Конструкторско – технологическая деятельность преподавателя // Школьные технологии. 2000. № 3.
 

Уважаемый автор! Почему же вы

Уважаемый автор! Почему же вы не указали автора методики "Обучение по музыкальным отрывкам и шумам"? Её автор "Учитель года -2006" Республики Коми Лизунова Ю.В., блестяще продемонстрировавшая данную методику на Всероссийском конкурсе "Учитель года". С уважением, Даньшина Н.П.