Проектная деятельность на уроках информатики

Использование проектной деятельности на уроках информатики
 
Румянцова Людмила Валерьевна (ljudmilaru@rambler.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 (МОУ СОШ №38)
 
Аннотация
В работе представлен опыт применения метода проектов при обучении дисциплине «Информатика и ИКТ».
 
В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В МОУ СОШ №38 есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и выполнение практических заданий становится неотъемлемой частью урока.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны это – способ организации процесса познания. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Этапы работы над проектом:
  1. выбор темы и подбор информации,
  2. разработка сценария презентации, структуры,
  3. разработка дизайна слайдов с соблюдением эргономических требований, требований информативности и наглядности представления материала,
  4. тестирование презентации (проверка правильности гиперссылок, эффектов и др.),
  5. защита проекта.
Проекты, реализуемые в 6 классе: рисунки и чертежи в графических редакторах.
Проекты, реализуемые в 7 классе: творческие печатные работы в Microsoft Word.
Проекты, реализуемые в 8 классе: обучающие презентации в среде Microsoft Power Point.
Проекты, реализуемые в 9-11 классах: web-сайты, буклеты, презентации.
Первая тема, изучение которой не обходится без использования метода проектов, – «Графический редактор». У учащихся формируются навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем, создание моделей интерьера и т.д. Одним из проектов является итоговая работа «Мир моих увлечений».
Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций. Итоговым проектом изучения среды MS Power Point является обучающая программа на любую учебную тему. При подготовке проекта учащиеся работают c фотографиями, учатся сканировать картинки и документы, подбирают музыку и т. д.
Научившись создавать презентации, многие активно включаются в проектную деятельность по другим предметам: русскому языку, ОБЖ, биологии, МХК, истории, иностранному языку.
При изучении темы « устройство ПК» дается творческое домашнее задание – самостоятельно изучить тему «Устройства ввода- вывода» и оформить её в виде буклета, презентации и так далее. Заканчивая изучать тему «Текстовый редактор», ученики сдают зачет в виде защиты проекта – печатной продукции по теме, изучаемой в учебном году.
Проекты, реализуемые в 9 классе, отличаются от проектов младших школьников большей долей самостоятельности учащихся. Так, при создании Web-сайта учитель ставит цель, оговаривает требования к проекту и по ходу работы консультирует учащихся. Дети самостоятельно продумывают тему, подбирают информацию, разрабатывают структуру сайта. Основная работа над проектом осуществляется дома или на кружковых занятиях. На уроке проекты дорабатываются в соответствии с требованиями учителя.
Проект побуждает учащихся: проявить интеллектуальные способности; проявить нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями; продемонстрировать способность к самообразованию и самоорганизации; к целеполаганию.
Результатом работы над проектом является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта. Она имеет свой строгий регламент – на выступление 7-10 минут и около 5 минут – ответы на вопросы по теме. Творческий коллектив готовит аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней представителей жюри. Визуальные средства также эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио – 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации. В нашей школе организован свой способ для защиты проектов – научно-практическая конференция. Лучшие работы затем участвуют в различных конкурсах, конференциях, как городских, так и областных.
Применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами. В качестве проектов учащиеся выбирают создание клипа в какой-либо программе, создание собственного сайта, электронного учебника или теста по любому школьному предмету. При этом используются самые разнообразные программы. Большинство из них не входит в число обязательных программ для изучения.
В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые проекты выполненные моими учениками:
  1. Проект «Земля Донская, земля родная» (информатика + начальная школа). В него вошли следующие темы: география края, фауна и флора края, история края.
  2. Проект «Гордость земли Донской» (информатика + литература). Этот проект представляет собой web-сайт о поэтах и писателях Ростовской области.
  3. Web-сайт, посвященный 60-летию освобождения города Шахты от немецко-фашистских захватчиков (информатика + история, краеведение). При работе над этим проектом учащиеся посещали школьный музей боевой славы, городской музей, пересмотрели много газет, книг и журналов, посвященных теме работы.
  4. Web-сайт «Планета «Зеленый дом», в котором учащимися затронута проблема экологии на Дону.
  5. Проект «Симметрия» (информатика + математика).
  6. Замечательные проекты выполняются учащимися 5-6 классов на уроках информатики в среде «ЛОГОМИРЫ». Это и сказочные города с летающими, плавающими и поющими объектами, и пейзажи родной природы со скачущим табуном лошадей, и дети, играющие на лужайке, и рыбы в озере.
При выполнении проектов весь материал подбирался учениками в сотрудничестве с учителями, оформление слайдов осуществлялось учащимися не только на уроках информатики, но и во внеурочное время. Трудолюбия, усидчивости, терпения вложено учащимися проекта много, практически каждый ребенок получил огромное удовольствие, работая над проектом, при подборе материала было сделано много открытий для самих себя.
Работа над проектами позволяет:
  • развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;
  • нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;
  • прививает им стремление к приобретению новых знаний;
  • даёт возможность свободно использовать соответствующие источники информации;
  • даёт возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам и всем желающим;
  • развивать чувство ответственности за свои действия;
  • развивать свой творческий потенциал;
  • реализовать себя как личность;
  • развитию мотивации, информационной грамотности, социальных компетентностей. Таким образом, широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.

 
 

Проектная деятельность на уроках информатики

Людмила Валерьевна, интересен ваш опыт применения метода проектов. Спасибо.