Интеграция информатики и психологической службы в школе

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
УРОК-Лабораторная работа «МАСТЕР­­ РЕЗЮМЕ»
Учитель информатики МОУСОШ
№37 г. Шахты Ростовской области
Шевченко Людмила Ивановна
Психолог МОУСОШ №37 г.
Шахты Ростовской области  Филатова Анна
Ивановна
Место проведения:
компьютерный класс              Класс: 9 Б
Цель
работы:

  • Активизировать процесс
    профессионального  самоопределения
    учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей
    получение и оформление знаний о себе, о мире профессионального труда;
  • Развить способности учащихся к
    профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
  • Закрепить основные приёмы работы
    с инструментами текстового редактора;
  • Освоить технологию работы
    создания резюме при помощи Мастера резюме.

 
I. Организационный момент:
• организация мини-групп обучающихся, если в этом есть необходимость;
• выдача распечатанных
инструкций к работе и тестов для определения самооценки;
• проверка подготовки к уроку (наличие 
рабочей тетради обязательно)
II. Мотивация, актуализация выбранной темы:
Психолог:
«В наше время
профессиональный навык сам по себе не обеспечивает работы и построения карьеры.
Для этого необходимо уметь представить свои возможности и способности на рынке
труда, расположить к себе людей, создать свой неповторимый имидж. При этом
многое зависит от того, насколько грамотно будет сделан первый ход.
Одним из самых
эффективных средств самопредставления на рынке труда является РЕЗЮМЕ
(самохарактеристика).
Цель резюме – привлечь
внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благоприятное
впечатление. Если внимание привлечь не удалось, значит резюме не сработало.
Если резюме составлено грамотно, большой процент вероятности, что вас пригласят
к дальнейшему разговору, то есть на собеседование.
Резюме, как
презентационный документ, должно соответствовать ряду требований.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗЮМЕ
1.    От
руки подобные документы не пишут
2.    Резюме
составляется в официально-деловом стиле. Личные местоимения не используются.
При написании употребляйте лаконичные фразы, сугубо строгие: «знаю», «имею»,
«умею».
3.    Слово
«резюме» в заголовке  писать не принято.
Его функции выполняют набранные крупным шрифтом фамилия, имя, отчество.
Контактный телефон также пишется в первой части резюме.
4.    О
семейном положении: строго в соответствии с паспортом «замужем – не замужем/
женат – холост» (вариант: в браке (не) состою).
5.    Работодатель
ожидает внятного обозначения цели, которую преследует соискатель. перечисление
нескольких позиций, расплывчатость формулировок свидетельствует о не
устоявшихся интересах соискателя. Молодому человеку без образования и опыта
работы вряд ли благоразумно проявлять высокие требования.
6.    Самое
трудное прописать в резюме профессиональные достижения и опыт работы (особенно,
если сказать пока что нечего). Вспомните о временной работе, практике во время
каникул. Это придаст весомость, если имеет отношение к должности, на которую вы
претендуете. Можно назвать эту работу стажировкой.
7.    Свои
знания надо подавать развернуто и в выгодном свете. Это иной раз компенсирует
нехватку опыта. Мало просто упомянуть о компьютерной грамотности – обозначьте
скорость набора, сообщите о владении программами, Интернет. При оценке
собственной компетентности оперируйте принятой терминологией: «пользователь»,
«опытный пользователь». Знаете иностранный язык – укажите насколько:
«свободно», «на разговорном уровне», «базовые знания».
8.    О
личных качествах сообщайте лишь то, что важно для конкретной работы. Например,
коммуникабельность, умение работать с большим объемом информации необходимо
секретарю, аналитический склад ума – работнику, связанному с финансами.
9.    Стоит
ли писать о хобби? (послушать ответы учащихся). Только, если есть связь с
конкретной работой (например, спорт – продавец спорттоваров).
10.  Не забывайте о грамотности! Всего одна ошибка
может загубить ваше резюме.
11.  Не ври! Часто сведения, указанные в резюме
проверяют.
12.  Отсылать резюме надо так, как требует
работодатель: по почте, по факсу, по е-mail. Не врывайтесь в офис без
приглашения.
Итак, резюме должно
быть:
·        
Кратким
·        
Емким
·        
Запоминающимся.
Кадровику достаточно 30
секунд, чтобы отложить бумагу в сторону возможных кандидатов или выбросить в
корзину.
Однако, ваше резюме –
это своеобразная текстовая реклама, и поэтому лишняя скромность тоже ни к чему.
В связи с этим встает вопрос о самооценке человека, то есть как он оценивает
себя сам. Кстати, составление резюме является эффективной профилактикой
заниженной самооценки безработного или ищущего работу.
Предлагаю вам выяснить
уровень вашей самооценки с помощью психологического теста (на столах
распечатанные тесты). В своих рабочих тетрадях запишите выбранные варианты
ответов и определите уровень вашей самооценки.
Итак, возвращаемся к
нашей основной теме: ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ РЕЗЮМЕ:
                         
I.    Ф.И.О.,
возраст, семейное положение, адрес, телефон
                       
II.    Цель
(соискание  на должность …)
                      
III.    Образование
                     
IV.    Опыт
работы
                      
V.    Навыки
                 
VI.    Личные
качества
III. Выполнение лабораторной работы:
Учитель информатики:
«Будущее потребует от
вас, ребята, огромного запаса знаний в области современных технологий. К
примеру, в настоящее время 60% предложений о работе требуют минимальных
компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. В условиях
информационного общества необходимы люди с хорошо развитым конструктивным,
алгоритмическим мышлением. Итак, ребята, вы уже знаете, для чего предназначено
резюме и из каких основных частей оно состоит. 
Вам предстоит, руководствуясь инструкцией, создать своё резюме. Помните,
что всего одна ошибка может загубить ваше резюме.  Будьте внимательны!»
 
Технология работы:

  1. В
    Строке Меню выбрать Файл → Создать;
  2. На
    плавающей панели Создание документа
    выбрать Шаблоны → На моем
    компьютере;
  3. В
    окне Шаблоны выбрать вкладку
    Другие документы → Мастер резюме;
  4. В
    появившемся стартовом окне Мастера
    резюме щелкнуть на кнопке Далее,
    чтобы приступить к созданию документа;
  5. Выберите
    стиль и тип резюме, завершая выбор щелчком на кнопке Далее;
  6. Введите
    исходные данные о себе;
  7. Следуя
    советам Мастера, заполняйте
    предлагаемые формы, завершая каждый шаг щелчком на кнопке Далее, пока надпись на ней не
    погаснет:
    ­- укажите, какие дополнительные сведения вы хотите включить в резюме;
    - выберите из стандартных пунктов резюме те, которые вам кажутся наиболее
    важными при устройстве на работу;
    - введите дополнительные (к предложенным) пункты в резюме;
  8. Щелкните
    на кнопке Готово, чтобы
    появился бланк резюме установленной вами формы.
  9. Заполните
    форму информацией о себе;
  10. Сохраните
    документ на вашей дискете с именем «Резюме»

IV. Подведение итогов работы.
 Психолог:
«Предположим, что ваше резюме достигло
своей цели и вас пригласили на собеседование. НЕ БОЙТЕСЬ. НЕ ДРОЖИТЕ. Это не экзамен.
Это не тестирование и не кастинг. Представьте себя в роли продавца, который
заключает сделку с другим бизнесменом. Вы заключаете контракт на обоюдовыгодных
условиях. однако, работодатель, как и все люди подвержен стереотипам.
Считается, что люди судят о нас по внешнему виду, первому впечатлению, которое
мы производим в минуты знакомства и разговора. Именно такие особенности
личности как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую
роль и в вашей карьере, и в вашей жизни.
Если ваш внешний вид не внушает
доверия и ваша манера держаться оставляет желать лучшего, то окружающие просто
«отключаются» от вас. Чтобы создать свой имидж, необходимо умело использовать
то, что дала вам природа. О внешности, об одежде написано много. А я хочу привлечь
ваше внимание к позе и жестам, которые зачастую остаются неподконтрольны нашему
сознанию и выдают наше волнение или напряжение.
СКРЕЩЕННЫЕ РУКИ являются «защитной»
позой и общение будет проходить с большими трудностями. В ситуации
собеседования лучше продемонстрировать свою открытость – не скрещиваем руки и
ноги. Если сиди, то слегка наклоняемся в сторону собеседника.
Если человек ОПИРАЕТСЯ ПОДБОРОДКОМ НА
ЛАДОНЬ, ВЫТЯНУВ ПАЛЕЦ ВДОЛЬ ЩЕКИ, при этом наклоняет корпус в вашу сторону или
смотрит на вас поверх очков – знайте он относится к вам критически, возможно
даже негативно.
НАКЛОН ГОЛОВЫ – заинтересованность.
КРЕПКО СЦЕПЛЕННЫЕ РУКИ – жест
подозрения и недоверия.
ПОГЛАЖИВАНИЕ ШЕИ, ВЗГЛЯД ВНИЗ –
недовольство или отрицание.
Ваши поза и движения должны говорить
об уверенности. Спину держите прямо, взгляд спокойный, легкая улыбка,
непринужденная посадка, пальцы рук не сцеплены (неуверенность). Однако, во всем
должна быть мера. Иначе собеседник будет воспринимать вас как демонстрирующего
превосходство и даже агрессию.
Не увлекайтесь монологом. Если
собеседник ДОТРАГИВАЕТСЯ ДО УХА, ДО ГУБ, то прервитесь – дайте высказаться ему.
Следите за дистанцией: деловая 1,2 – 3,7 м.
Безусловно, чтобы произвести
положительное впечатление нужно быть очень заинтересованным в отношениях. Дайте
понять, что вы доброжелательны, открыты. Используйте способ «отзеркаливания» -
он располагает людей с которыми мы общаемся.
Примите во внимание, что в нормальном
трудовом коллективе не нужны: «бунтари», «гении», «таланты» и «шибко гордые».
Помните, ОТКАЗ – НЕ ТРАГЕДИЯ,  нет ничего унизительного, что вас не взяли.
Просто не совпали спрос и предложение.
Если вам повезло и вас приняли, то вот
памятка новичку:
1)   
Запомни
как кого зовут. Чем быстрее, тем лучше.
2)   
Познакомься
с наибольшим количеством людей.
3)   
Представься,
чтобы люди поняли, с кем общаются (имя, хобби, случай из жизни).
4)   
Не
вступай в конфликты.
5)   
Не
стой в стороне и не молчи.
Итог: Надеемся, что-то вам пригодится
и запомнится, а может и поможет в будущем. А нам очень помогут ваши ответы на
вопросы анкеты:
a)   
Что
нового узнали?
b)   
Что
не понравилось?
c)   
Чему
научились?
d)   
Как
применять?
ТЕСТ
«Поставь оценку сам
себе»
Инструкция:
Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос.
 
1)   
Что
ты думаешь о своей внешности?
А. В общем есть чем
гордиться.
Б. Я очень даже
недурен (недурна) собой.
В. Я себе чаще
нравлюсь, чем наоборот.
Г. Если бы у меня были
деньги на пластическую операцию, я бы непременно что-нибудь изменил(а).
Д. Это просто ужас
какой-то: все люди как люди, а я…
 
2)
Ты слышишь лестный отзыв о себе… Твоя реакция:
А. Бывает досадно:
человек думает, что сказал комплимент, а на самом деле это так и есть!
Б. Это, конечно,
приятно, но, если честно, хотелось бы слышать такое почаще.
В. Радуюсь!
Г. Смущаюсь, потому
что не уверен (а), что похвала заслужена.
Д. Огорчаюсь: наверняка это говорится
из жалости, только чтобы меня подбодрить.
 
3)
Ты доволен (довольна) социальным положение и достатком своих родителей?
А. Вполне.
Б. Нет. И я постараюсь
это исправить.
В. В принципе, да.
Г. Конечно, нет - но куда
же деваться?
Д. Если уж я родился (родилась) в
такой семье, значит, я полный (ая) неудачник (неудачница)
 
4)
Ты часто совершаешь поступки, о которых потом жалеешь?
А. Нет, очень редко.
Б. По-моему, лучше
сделать и потом пожалеть, чем жалеть о том, что не сделал (а) - мог (могла) бы!
В. Иногда такое
случается.
Г. Да, к сожалению,
часто.
Д. Я вечно все делаю не так! И потом
себя ругаю.
 
5)
Как ты относишься к тем ребятам, которые все время хохмят и прикалываются?
А. Дураки, которые
хотят обратить на себя внимание.
Б. Я сам (а) обожаю
прикалываться.
В. Юмор, конечно,
бывает разный, но веселых я люблю.
Г. При них я чувствую
себя не в своей тарелке.
Д. С одной стороны, мне такие люди
нравятся, но… Я, наверное, их просто боюсь.
 
6)
У каждого есть свои достижения - то, чем мы вправе гордиться. Чем обусловлены
твои достижения?
А. Природными
задатками.
Б. Способностями.
В. Трудом…Наверное,
еще умом - и удачей!
Г. Да просто повезло!
Д. Затрудняюсь ответить.
 
7)
Ты общительный человек?
А. Конечно! Особенно
когда есть настроение.
Б. Не со всеми. С
некоторыми - да, а перед некоторыми не стоит бисер метать.
В. Да. Я люблю
общаться.
Г. Наверное, не очень.
Я не знаю, о чем говорить, и вообще бывает трудно раскрепоститься.
Д. С общением - беда!
Часто со мной говорят как-то снисходительно… И я поскорей прекращаю разговор.
 
8)
Ты любишь представлять себе ситуации, когда ведешь себя совершенно не так, как
обычно?
А. Если это и
случается, то очень редко. Как игра воображения.
Б. Нет, чаще я
представляю, что обстоятельства складываются по-другому.
В. Конечно! Ведь я
могла бы поступить по-другому и еще по-другому… А иногда просто тянет
помечтать.
Г. Да уж, это я очень
люблю.
Д. Обожаю! А что мне еще остается?
 
9)
Когда тебе хочется доставить радость близкому человеку, что предпримешь?
А. Сделаю самый
дорогой подарок.
Б. Сочиню стих и
постараюсь воспеть  все, что мне нравится
в этом человеке.
В. Я исполню его
заветное желание.
Г. Я подарю самую
лучшую из моих вещей.
Д. Я спрошу: чего бы этому человеку
хотелось? И постараюсь раздобыть или сделать.
 
10)
Стремление стать лучше всех - что это, на твой взгляд?
А. Это характерно для
выскочек, которые метят на чужое место.
Б. Это естественное
человеческое стремление, хотя, наверное, не всегда выполнимое.
В. Иногда это помогает
многого добиться, но иногда - может привести к краху.
Г. Это бывает у тех,
кому больше всех надо. И лично мне такие люди не нравятся.
Д. Это странно! Ведь
есть гениальные, талантливые, необыкновенные люди - как можно с ними тягаться?
 
Обработка результатов:
 
За
каждый ответ «Д»  поставь себе 40 очков,
«Г» - по 30 очков,
за ответы «В»- по 20 очков, за ответы «Б» - по 10 очков, за ответы «А» - 0 очков и подсчитай сумму.
 
360 очков и выше. Ты решил (а) заранее расписаться в
собственной несостоятельности? Таких никчемных людей, какой ты себя
представляешь, попросту не бывает на свете! Но раз уж ты себя ставишь так
низко, вполне понятно, что и окружающие относятся к тебе точно так же. И их
нельзя в этом упрекнуть - откуда им знать о тебе, как не от тебя же самого
(самой)? Наверно, у тебя сейчас настроение мрачное? Вернись к тесту в другой
раз, когда на душе прояснится.
 
260 - 350 очков. У тебя заниженная самооценка... Пусть
ты не самая сильная личность на свете, но разве у всех людей должна быть
железная хватка? Если тебе внушают, что ты никуда не годишься - зачем слепо
верить? Не позволяй людям садиться тебе на шею. Не стесняйся отказывать,
выражать несогласие. Будь добрым (доброй) - но не помогай в дурных делах! Будь
скромным (скромной) - но это не значит, что ты должен (должна) всем угождать: у
тебя своя жизнь, свои дела. Решай сам (а), что для тебя хорошо и что - плохо.
Учись отстаивать свои взгляды и мнения. И не бойся понапрасну!
 
160 - 250 очков. Ты достаточно объективен (объективна)
в  оценке своих
способностей и - возможностей. И ты к себе хорошо относишься! Такая
самооценка - оптимальный вариант. Это
позволяет не слишком страдать от неуверенности и находить выход из трудных
ситуаций, с чем бы они ни были связаны. Прекрасно, что ты не впадаешь в
крайности! И поскольку ты не склонен (склонна) к самолюбованию и
самодовольству, окружающие любят общаться с тобой. Можно сказать, ты живешь в
согласии с собой - и с миром. Продолжай в том же духе!
 
60 - 150 очков. У тебя высокая самооценка, и для
этого есть основания. Но почему тебе не удается реализовать свои
способности? В чем источник недовольства другими людьми? В твоих оценках есть
перекос: к окружающим ты предъявляешь более высокие требования, чем к себе. И
выходит, что ты больше требуешь, чем способен (способна) отдать!.. Но никто не
обязан восхищаться твоей неординарностью. У каждого своя жизнь, и каждый
по-своему оригинален. Прояви интерес к другим личностям, а критику направь на
себя, и твоя жизнь станет более насыщенной и приятной.

0 - 50 очков. Твое кредо: «Я знаю, что я прав (а)».
Это явно завышенная самооценка. После того, как ты сообщаешь о своей точке
зрения, любое несогласие воспринимаешь как глупость или объявление войны. Все
должны тебя слушать - и слушаться!.. Трудно общаться с таким самоуверенным
человеком, но, возможно, ты умеешь манипулировать остальными? Если тебе
сопутствует успех, результат теста вызовет у тебя категорическое несогласие.
Поступай как знаешь! Но жизнь - это развитие, а зачем развиваться
самодовольному человеку?!. Опасайся хитрецов: они непременно научатся играть на
твоем самомнении...