применение информационных технологий в начальной школе

 
Информационные технологии в учебном процессе
Мартыненко Елена Владимировна (martynenko1970@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22(МОУ СОШ №22) г. Шахты
Аннотация.
В статье говорится об использовании информационных технологий, которые необходимы  для успешного обучения. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качества образования. Медиатехнологии в сочетании с традиционными формами работы очень перспективны в плане развития коммуникативных навыков, что позволяет сделать процесс обучения творческим, интересным и более эффективным.
Современный урок в начальной школе не возможен без использования ИКТ. ИКТ - одно из условий повышения мотивации к предмету. Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетным направлением уроков в начальной школе. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок интереснее, продуктивнее, насыщеннее, эмоционально богаче. Ученикам очень нравятся такие уроки. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий на различных уроках  независимо от предмета.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный. Используются те же методы.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Я использую готовые электронные учебники, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания, создаю презентации. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку).
Изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки, необходимые для жизни и работы в современном обществе; ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
широкое их применение создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь, обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития общества, основанной на знании.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания. ИКТ и современные педагогические технологии стимулируют познавательный интерес к предметам, придают учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, развивают самостоятельность учащегося.
Учитель на своем уроке может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более интересным. Применение мультимедийного оборудования на уроке  этому способствует. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
     повышает качество знаний,
     продвигает ребенка в общем развитии,
     помогает преодолеть трудности,
     вносит радость в жизнь ребенка,
     позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,
     создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
В заключение хотелось бы сказать, что сегодня учитель должен уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить качественное образование.
Литература
1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
2.  Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник. Поиски жанра // Компьютер-Пресс. – 1998. - №9.
 3.Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -  №1.
 
 

Наталья

Действительно, мы сейчас себя, можно сказать, не мыслим без компьютера. Особенно полезно и познавательно применение ИКТ в начальной школе и не в качестве "дополнительной доски", когда учитель помещает в презентацию, например, краткое условие задачи, а использование дополнительного иллюстративного материала (коллекции, виртуальные экскурсии)