Педагогическая система преподавания информатики в начальных классах

Педагогическая система преподавания информатики в начальных классах
Безроднова Ирина Алексеевна, учитель начальных классов (e-mail: shahty-scool-42@ mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Шахты Ростовской области (МОУ СОШ № 42)
Аннотация. Информационная подготовка – одно из важнейших инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающей ее к жизни и запросам общества.
Литература.
1. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2006.
2. Практические советы учителю. Методический журнал № 6, 2009
3. Практические советы учителю. Методический журнал № 6, 2008
4. Психология: Учебник для педвузов. – М.: Владос, 1998. – Т1
Тезисы.
Обучение информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
— технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные;
— общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Информационная подготовка – одно из важнейших инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающей ее к жизни и запросам общества. Целью преподавания информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений о сборе, представлении, хранении, преобразовании, поиске, передаче и использовании информации; приобретение опыта создания и преобразования текстов, различного вида схем, графов, информационных объектов и моделей; обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих степенях общего образования; воспитания способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде, как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в начальной школе его использование необязательно.
Мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Изучение курса информатики в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Прикладная - в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
В нашей школе в течение 4-х лет ведется системная работа по внедрению информационных технологий именно в начальном звене. Преподавание информатики в младших классах мы ведем, используя учебно-методический комплект «Информатика в играх и задачах».
Я считаю, что в начальных классах преподавать предмет информатики должен учитель-специалист, а не учитель начальных классов. Многие учителя начальных классов зачастую сами не знакомы с понятиями «алгоритм», «граф», «блок-схема», «информационная модель» и т.д. Этими понятиями они должны знакомить учеников. Использования методического пособия к учебникам-тетрадям не достаточно для объяснения нового материала, в нем нет теоретического материала. Нужны знания специалиста. Учителя - специалисты могут использовать резервное время для привития навыков работы с компьютером с помощью прикладных программ.

Преподавание информатики

Уважаемая Ирина Алексеевна, я совершенно с вами согласна в том, что  преподавать предмет информатики должен учитель-специалист. При этом считаю, что формирование даже первоначальной ИКТкомпетентности невожможно без использования компьютера. Изучение информатики без компьютера, на мой взгляд, все равно, что обучение музыке без музыкального инструмента.