ИКТ на уроках физики

 
ИКТ на уроках физики.
Петриченко Наталья Николаевна (naty175@yandex.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г.Шахты Ростовская область (МОУ СОШ № 15)
Аннотация
В тезисах представлен опыт использования ИКТ на уроках физики. Обращается внимание на актуальность вопроса реализации качественного физического образования в школе, как основы научных знаний о природе, процессах происходящих в ней, и технического естественнонаучного мышления, развитие познавательных творческих способностей учащихся, обеспечение связи обучения с жизнью.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно- технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных познаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности.
В России в последние годы возникает все большая потребность в специалистах с техническим образованием. Использование разнообразных информационно-коммуникативных технологий, виртуальных лабораторий и программ в процессе обучения физике эффективно способствует переходу от репродуктивного заучивания физических формул и законов к исследовательской активной позиции учащегося в учебном процессе, к творческому познанию природы, а, следовательно получению прочных глубоких знаний по физике и формированию технического изобретательского мышления у школьников, которые должны в будущем стать опорой нашей страны.
Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Все выше изложенное предъявляет к педагогу высокие требования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;
создавать по данному учебному презентации MS PowerPoint, продемонстрировать презентацию на уроке;
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
применять учебные программные средства ;
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
работать на уроке с материалами Web-сайтов;
создавать web- страницы по интересующему вопросу учебного материала;
разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:
мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
подготовка дидактических материалов для уроков;
использование готовых программных продукты по своей дисциплине;
работа с электронными учебниками на уроке;
поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
работа на уроке с материалами Web-сайтов;
разрабатываю тесты, используя готовые программы -оболочки;
применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.
Особо хочу отметить применение мультимедийных сценариев уроков.
Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
 Безусловно, компьютер можно применять и на уроках разных типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.
Литература
1. Лебедева М. Б.Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе.- Автореферат__диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук,- Санкт - Петербург, 2006.
2. Ричард Райли, Фрэнк С. Холлеман III, Линда Г. Робертс. Электронные технологии в системе образования.- Государственный план внедрения образовательных технологий»,- декабрь 2000 г
3. Е. Е. Камзеева. Интернет - уроки по физике.- Журнал «Физика в школе», №3, 2007 г., - Изд-во «Школа – Пресс»
4. Энциклопедия учителя информатики. Под ред. д. п. н. И. Г. Семакина, - Выпуск 10. Из методической газеты для учителей информатики «Информатика», №20, 2007 г.
 5. О. Ю. Латышев. Аудиовизуальные составляющие информационных технологий в школьной инноватике. - Научно-практический журнал «Школьные технологии», - №2, 2007 г

согласна с Натальей

Использование ИКТ на уроках физики в части демонстрации виртуальных опытов позволяет учащимся погрузиться в этот опыт. Особенно это актуально в настоящее время, когда материально-техническая база школы не позволяет провести некоторые опыты, используя необходимое оборудование.

Согласна с Натальей

Согласна с Натальей Николаевной,использование ИКТ на уроках физики, позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, что повышает интерес к обучению и способствует  в дальнейшем развитию познавательной деятельности учащихся на уроках.