Преподавание информатики в начальной школе.

 
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Подкользина Анна Владимировна (AVPodkolzina@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22 (МОУ СОШ №22) г. Шахты
Анотация
В статье рассматривается вопрос об актуальности эффективного использования новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня детей младшего школьного возраста, их интереса и творческих способностей. В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в том числе и начальной школы, отмечены основные характеристики предмета информатики в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.
«Нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» (М. Поташник, член Российской академии образования).
В настоящее время идет интенсивное внедрение компьютерных технологий в процесс образования. В связи с этим актуальной задачей является эффективное использование новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей. И в этот момент важным является организация нового типа интеллектуальных занятий именно с начальной школы.
Применение ИКТ в процессе обучения вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации. Компьютер представляет:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие (с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

Основная цель курса основ информатики в начальной школе – обучение учащихся работе на компьютере, причем использование его как средства для развития ученика, т.е. превращение компьютера из объекта изучения в предмет, с помощью которого можно решать поставленные задачи и получать новые знания.
Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными. Один из них – организация творческой работы учащихся, способствующая осознанию материала, - его образному представлению. Большинство детей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, которая представлена в виде занимательного сюжета. А как им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна!
В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести результаты творческих работ учащихся 2 классов. Главные герои произведений – понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например, для Вируса – злобность, враждебность). Чаще всего дети выбирают наиболее близкий или любимый ими жанр – сказку или приключения.
Формирование навыков работы с электронной таблицей производится с некоторым набором задач следующего содержания. Сластена решила испечь на праздник 4 пирога: «Шарлотку», ореховый, фруктовый и шоколадный. Для приготовления шарлотки требуется 200г масла, 200г муки, 6 яиц, 300г сахара и 6 яблок. Для приготовления орехового пирога надо 100г орехов, 300г муки, 200г сахара, 300г масла и 4 яйца. Для пирога с фруктами нужно 200г масла, 100г муки, 150г сахара, 3 яйца и по 100г фруктов. На шоколадный - необходимо 4 шоколадки, 5 яиц, 300г муки, 200г масла и 200г сахара. Сливочное масло в волшебном городе стоит 50 монет за кг, сахар – 20 монет за кг, яйца – 10 монет за десяток, мука – 30 монет за кг, орехи – 80 монет за кг, яблоки –30 монет за штуку, смородина – 5 монет за 100 г, шоколадки – 8 монет за штуку. Построить таблицу, из которой будет видно, сколько продуктов каждого вида Сластена должна купить и сколько всего денег должна взять с собой, отправляясь за продуктами.
Для того чтобы показать необходимость электронных таблиц в пересчете всех результатов при изменении некоторых исходных данных, учащимся задаются дополнительные вопросы, например: сколько будет стоить каждый торт, если подорожает масло или подешевеет мука. И если для решения поставленной задачи ученики еще слабо осознают важность применения формул, то для ответов на дополнительные вопросы они видят полезность их использования.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.
В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе создаю презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:

  • фронтальные демонстрации уроков: «Графический редактор Paint» и др;
  • индивидуальные демонстрации уроков: «Источники и приемники информации», «Человек и информация»;
  • практические работы, в виде раздаточных материалов: «Устройства компьютера» «Каналы передачи информации»;
  • контрольные тестовые электронные задания: «Информационные процессы», «Информация: ее виды и свойства».

В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее – изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.
В конце изучения темы текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев; могут использовать в своей работе объект WordArt, а также простейшие автофигуры. Для определения готовности действовать в нестандартных условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится 2 урока: оформить поздравительную открытку к празднику. На 1 уроке учащиеся создают рисунок будущей открытки, на 2 пишут текст поздравления и вставляют изображение в текстовый файл. В результате такой деятельности, когда условие задачи сформулировано недостаточно четко, когда учащимся еще слабо представляется конечный результат и пути его достижения, можно проследить насколько хорошо ученики усвоили материал: могут ли они грамотно и красиво расположить на странице любой текст или готовы действовать только по образцу предложенным учителем.
Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока.
Использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
По окончании изучении темы графический редактор учащимся предлагается домашнее задание, реализация которого на компьютере будет на следующем уроке: нарисуйте любую сказку с ее главными героями. При анализе работ, выполненных учащимися, учитывается и "узнаваемость" этой сказки, и, то какие средства графического редактора использовал ученик для достижения своей цели.
Нельзя оставить без внимания исследовательскую работу обучающихся начальной школы по созданию семейного альбома. Над этим проектом учащиеся работают как в классе, так и дома, где помощь могут оказать родители. В такой деятельности прослеживается не только преемственность проекта (работа над ним продолжается и в среднем звене), но и формирование нового подхода к нему – использование компьютерных технологий. Если в начальном звене ученики для этой работы используют только графический редактор Paint, приложение MS PowerPoint, сеть Internet, то в среднем звене ребята с удовольствием подключают к разработке проекта программный продукт Family Tree Builder для построения генеалогического дерева, использование которого делает исследовательскую деятельность более продуктивной и интересной.
Главным признаком того, что использование этих технологий стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной деятельности. При работе с приложением PowerPoint учащиеся создают презентации для проведения общешкольных, классных мероприятий. Создают презентации для портфолио учащегося, участия в индивидуальных конкурсах. Помогают учителям в создании презентаций уроков.
Компьютер может использоваться не только при объяснении нового материала, но и контроле знаний, умений и навыков. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знания учащихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
ИКТ поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся, что дает существенно заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности школьника.
Литература
1.    Письмо Министерства образования "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе" от 17 декабря 2000 г за №957/13-13;
2.     Журнал "Информатика и образование" № 4, 5, 6, 7, 2004г - "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации в сфере общего среднего образования" Роберт И.В., ИИО РАО;
3.    Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. М.: Педагогика, 2002 г
 

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материалы, представленные Подкользиной А. В. показывают систему работы в начальной школе, где так важно сформировать интерес к предмету, базовые навыки работы с компьютером, развить внутреннюю мотивацию, позволяющую реализовать себя в различных областях знания, создать условия для самовыражения и творчества.  Работа Подкользиной А. привлекает именно системностью и стремлением максимально использовать возможности информационных технологий с учётом возрастных особенностей. Спасибо, познакомилась с удовольствием.

Преподавание информатики в начальной школе.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни... К жизни в мире, полном огромного обьёма информации. Именно поэтому проблема преподавания информатики так актуальна сейчас. Всё более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать её, воспринимать, анализировать, транслировать. Очень важно, чтобы наши дети начинали приучаться к новым требованиям реального мира уже в младших классах. В Вашей работе представлены реальные пути освоения новых компьютерных технологий учащимися.  

 Цель современной школы -

 Цель современной школы - подготовка детей к жизни... К жизни в мире, полном огромного обьёма информации. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы - компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.

Компьютерные классы в наших школах

Тема действительно актуальна. Большое спасибо всем тем, кто дал возможность каждому ребёнку сесть за компьютер (далеко не у каждого он есть дома). Невозможно изучать информатику на пальцах! Проведя анкетирывание учеников своего 4 класса, я поняла, что это один из любимейших уроков.

Преподавание информатики в начальной школе

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование -  это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную  с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Считаю, что данная тема актуальна на сегодняшний день. Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, дети очень рано начинают пользоваться им, поэтому современное обучение невозможно без компьютера. Детей уже с начальной школы нужно учить использовать компьютер.