Применение современных педагогических технологий в преподавании информатики в младших классах

 
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.
Голосовская Людмила Николаевна ( ludag-72@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 (МОУ СОШ №22) г. Шахты.
Аннотация.
В статье рассматривается вопрос о необходимости применения ИКТ в современном образовательном процессе. Отмечаются особенности работы с учащимися начальных классов на уроках информатики. Показано применение элементов исследовательской деятельности и проектных технологий на уроках.
Наш век – век высоких компьютерных технологий. Компьютеры облегчают труд, заполняют досуг, экономят время и сокращают расстояния, считают, пишут, хранят информацию и открывают путь к общению со всем миром через Internet. Компьютер превращается из научного инструмента в бытовую технику, а навыками работы с ним овладевают все. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно – коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволяют изменить саму парадигму образования, и новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в современных педагогических технологиях. Применение ИКТ позволяет сделать учебный процесс наиболее интересным по содержанию и глубоким по смыслу. Это отмечено и в проекте "Наша Новая Школа", где в качестве одного из приоритетных направлений имеет развитие и использование информационных технологий, компьютеров, сетей ЭВМ в образовании.
Для подготовки детей к наиболее полноценному использованию грандиозного информационного потенциала в нашей школе с 2007 года преподавание информатики ведется со 2 класса. Я преподаю во 2 – 5 классах. Исходя из целей преподавания пропедевтического курсаинформатики, на уроках происходит формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с основными теоретическими понятиями информатики, а также приобретается опыт создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера. Формируются и развиваются умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
С точки зрения компьютерной подкованности современные учащиеся очень разные. Основное значение имеет наличие компьютера дома. Кто-то уже умеет управлять компьютером с помощью мыши и клавиатуры, а кто-то не понимает о чем идет речь. Но и те и другие не знают, что есть текстовый и графический редактор, программы создания таблиц и презентаций. Важно научить ребенка младшего школьного возраста за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большие объемы информации. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, помогает решить эту проблему. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным и дифференцированным.

Подготовка любого урока это кропотливый труд учителя. Дети младшего школьного возраста лучше усваивают информацию, если она сопровождается демонстрационным материалом. На своих уроках я использую плакаты «Введение в информатику», которые позволяют лучше запомнить такие понятия как «информация», «источник информации», «виды информации».
Презентации с логическими, математическими задачами и задачами на развитие внимания прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал вырабатывает у учащихся умения выявлять закономерности, выделять признак классификации предметов, предлагать несколько вариантов «лишнего» предмета, решать ребусы, кроссворды, шарады. Развивающие задания по математике, русскому языку помогают лучше понять материал, предлагаемый на уроках информатики.
Несколько примеров таких заданий:
      1.      В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке? (2 класс)
      2.      Ребусы: 100п (стоп), с3ж (стриж), 40оножка (сороконожка), ве. (веточка), ЖУК”+ АННА (Жанна).
      3.      Найди в группе слов лишнее: теплый, горячий, колючий, холодный, ледяной.
      4.      В чем сходство чисел 17 и 47? Назовите 3 признака.
      5.      Магические квадраты, в которых необходимо найти закономерность записанных чисел и заполнить пустые клетки.
В наглядной и доступной форме школьники получают знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами. Особенно детям нравится работать с интерактивной доской. Она помогает разнообразить занятия всех видов и форм, сделать их яркими и увлекательными. По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Это делает не только учитель, но и учащиеся.
В настоящее время преподавание любого предмета, в том числе и информатики, невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования. В нашей школе накопился достаточно обширный материал, состоящий из мультимедийных дисков по разным предметам. На своих уроках я использую диски «Самоучитель для детей» (интернет, программирование для детей). Мультимедийные учебные курсы можно использовать не только "от корки до корки", но и как дополнительный материал на уроках. Можно использовать только некоторые компоненты систем, которые необходимы учителю в определенном случае.
Для современного образования важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. При изучении назначения, основных функций текстового, графического, мультимедийного редакторов, я применяю элементы проблемного обучения. Невозможно при изучении возможностей текстового редактора рассмотреть все способы применения клавиатуры и мыши. Для отработки навыков работы в Word я применяю работу в парах («сильный» - «слабый» на уроках изучения нового материала, «сильный» – «сильный», «слабый» – «слабый» на уроках закрепления изученного). Набирая, форматируя, редактируя текст, учащиеся применяют различные способы выполнения одного задания. Например, при выполнении задания «Напечатайте слова. Стужи после зимней муравьи скоро выйдут. Соберите фразу, используя команды Копировать и Вставить: Скоро выйдут муравьи после зимней стужи» можно работать с контекстным меню или использовать элементы ленты строки меню. Учитель выступает в роли консультанта.
В 4-5 классе учащиеся уже имеют основные навыки работы с указанными программами, поэтому можно начинать применение элементов проектного метода. К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: рисунки, компьютерные презентации, выступления. Рисунки могут быть представлены по темам:
- Природа.
- Мой дом.
- День защитника Отечества.
- Международный женский день.
Учащиеся готовят презентации «Мир моих увлечений», «История возникновения дробей», «История появления компьютеров», «Дополнительные устройства компьютера». Выступления «Устройства ввода. Сканер», «Устройства вывода. Принтер (монитор)». Выполнение творческих заданий предполагает, что  учащиеся используют информационно-коммуникационных технологий, осваивают проектно-исследовательскую деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения.
Практические задания и проекты, которые выполняют учащиеся по курсу информатики, позволяют им получить опыт учебной деятельности с использованием технических средств обучения и средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.
Литература.
·         Письмо Министерства образования "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе" от 17 декабря 2000 года за №957/13-13.
·         Журнал "Информатика и образование".
·         Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».