Использование ИКТ на уроках физики

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ.
Составила: учитель физики Неруш Светлана Константиновна (sveta.nerush@yandex.ru); муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23  г. Шахты, Ростовской области.
Аннотация: В данных тезисах рассматривается вопрос о более эффективном использовании нового учебного оборудования, компьютерной техники и программного обеспечения в преподавании физики.
Литература:
1.Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.  Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.                                                                                                                                                                          2. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.                                                                  3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.                                                                                                                                                                                                                                    4. Проект Программы информатизации московского образования (подготовлено МИПКРО, Центром информационных технологий и учебного оборудования под руководством А.Л. Семенова). – М.: МИПКРО, – 2000. – 21 с.                                                                                                                                                      5.Иванова Л.А. "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучения физики", "Просвещение", Москва 1982г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               6.ГомулинаН.Н "Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании. Дис. Иссл. 2002г.
 Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов. Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества. Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения». Актуальность применения ИТ в преподавании физики обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития остро стоит вопрос не только о повышении уровня компьютерной грамотности школьных учителей, но и о развитие в процессе обучения творческих способностей учащихся с помощью применения различных компьютерных программ. Вопрос создания методик использования новых компьютерных технологий для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения имеет множество ниш требующих заполнения. Компьютерные технологий, на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих детей. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натурный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого учителя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают по данным опросов учителей и детей более высокую оценку усвоения материала учащимися. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при применении новых информационных технологий может выступать в двух аспектах: 1) в присвоении учащимся готовых знаний, готовых образцов, правильных, точных и экономичных умственных и практических действий для того, чтобы на основе их включиться в решение творческих задач; 2) в создании чего-то своего, индивидуального, того, что в обучении выражается в самостоятельном решении учеником теоретических и практических задач. В наше время использование компьютерных технологий на уроках физики стало доступным для многих учителей города Москвы, поскольку во многие школы поставляется специальная техника ("Кабинет Физики"), и проводятся курсы обучения и переподготовки учителей, для того, чтобы каждый педагог мог использовать компьютер в учебном процессе. Современные мультимедийные компьютерные программы, цифровые лаборатории "Архимед", относящиеся к новому поколению естественнонаучных лабораторий, возможности интернет-рессурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников. Компьютерные технологии играют значительную роль, особенно в преподавании детям таких тем, в которых лабораторные работы не показывают в полной мере физические процессы, как например: "Строение вещества" и т.д. В таких случаях компьютерные модели дают наиболее полное представление учащимся по изучению данной темы. Компьютерные модели дают возможность в широких пределах изменять условия физических экспериментов (массы, скорости, ускорения, жесткости пружин, температуры, характера протекающих процессов и т. д.). Именно поэтому для развития творческих способностей учащихся в наступившем веке не обойтись без компьютерной поддержки.
 

использование компьютерных моделей

Уважаемая Светлана Константиновна! Хотелось бы узнать какими компьютерные модели вы испоьзуете на своих уроках? Толмачева Инна Александровна