Изучение информатики в начальной школе

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Гайворонская Евгения Павловна (svistun7@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25
Аннотация.
Стремительное развитие новых информационных технологий оказывает многогранное воздействие на многие сферы человеческой деятельности, в том числе и на  культурный уровень современного человека, который в настоящее время характеризуется уровнем информационной культуры, то есть  умением работать с информацией. Поэтому знание персонального компьютера имеет очень большое значение в современной жизни, т.к. компьютерная грамотность стала частью общей культуры человека. Компьютер – наш главный помощник в учебе,  в работе и отдыхе. Он облегчает поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми.
 
Психологическая  готовность  ребёнка  к  жизни  в  информационном  обществе  должна  формироваться  с  первых  лет  обучения  в  школе,  что  предполагает  овладение  компьютерной  грамотностью.  Не  менее  важно  формировать  у  учащегося  навыки  алгоритмического  мышления  и  умения  логически  мыслить.
Поэтому  возникла  необходимость  в  переносе  изучения  пропедевтического  курса  информатики  из  средних  классов  школы  в  начальные,  так  как  наиболее  интенсивное  развитие  интеллекта  происходит  в  младшем  школьном  возрасте,  при  этом  внимание  становится  произвольным,  происходит  переход  от  наглядно-образного  к  словесно-логическому  мышлению,  восприятие  принимает  анализирующий  и  дифференцирующий  характер,  совершенствуется  память.
Если раньше в классе было пять школьников, имеющих  свой  персональный  компьютер, то сейчас единицы учащихся, не имеющих ПК.  Распространённость  компьютеров  в  мире  настолько  велика,  что  умение  использовать  их  в  повседневной  деятельности  формирует  новый  стиль  жизни  и  становится  элементом  общей  культуры  человека.
У  учащихся  начальных  классов  наблюдается  большой  интерес  к  компьютерным  играм,  а,  следовательно,  и  мотивация  к  изучению  информатики. Урок информатики - очень сложный предмет. Поэтому при подготовке к уроку стараюсь найти такие способы объяснения, чтобы детям были понятны и доступны новые сведения.
Экспериментальные  исследования,  связанные  с разработкой  содержания  и  методов  изучения  курса  информатики  в  начальной  школе,  ведутся  более  десяти  лет,  а   с  2002-2003  учебного   года  этот  курс  вошёл  в  школьное  обучение  как  самостоятельный  предмет.  Разработаны  различные  подходы  к  его  изучению  в  начальных  классах.  Они  нашли  воплощение  в  различных  учебно-методических  комплектах.
В  частности,  это  комплекты,  созданные  авторскими  коллективами  под  руководством  А.В. Горячева  и  А.Л. Семёнова,  учебные  материалы  Н.В. Матвеевой,  Е.Н. Челак  и  другие.  При  этом  изучение  информатики  по  любому  из  названных  курсов  необязательно  связано с  использованием  компьютера,  так  как  содержание  предполагает,  прежде  всего,  освоение  теоретических  основ  информатики  и  развитие  логического  мышления  детей.
Внедрение  информационных  технологий  в  учебный  процесс  и  объединение  их  с  традиционными  методами  преподавания  ставит  школьников  перед  необходимостью  быть  готовыми  к  меняющимся  формам  обучения,  к  восприятию  усовершенствованного  содержания  предметов,  к  самостоятельному  поиску  межпредметных  связей.
В  нашей  школе  изучение  информатики  в  начальной  школе  началось  с  2006  года и ведется  по  программе  А.В. Горячева  «Информатика  в  играх  и  задачах»  (безмашинный  вариант).  Эта программа  предполагает,  в  частности,  формирование  у  школьников  представлений:
- об  объектах,  их  моделях,  приёмах  построения  и  описания  моделей;
- о  множествах,  отношениях  между  ними  и  операциях;
- об  алгоритмах,  их  видах  и  свойствах;
- о  высказываниях  и  операциях  над  ними;
- о  закономерностях  и  стратегиях.
Данная  программа  отражает  точку  зрения  тех,  кто  считает  самым  важным  умение  построения  информационно-логических  моделей.  Ученики  учатся  создавать  формальные  модели,  т. е.  на  языке,  понятном  компьютеру.  Таким  образом,  в  курсе  Горячева  «Информатика  в  играх  и  задачах»   компьютер  не  используется,  но  присутствует  неявно – в  виде  правил  составления  описаний  предметов  (объектов),  их  поведения  и  логических  рассуждений  о  них,  в  виде  требований  к  строгости  и  логической  аккуратности  составления  таких  отношений.
При  изучении  курса  дети  работают  в  тетрадях  на  печатной  основе,   кроме  того,  я  использую  комплекты  наглядных  пособий  «Информатика». Но в нашей школе ученики начальных классов занимаются в оборудованном кабинете информатики. У учителя есть возможность использовать на уроке и компьютеры, и проекционную аппаратуру для коллективной работы с презентациями и электронными учебными материалами. Так при изучении темы «Признаки предметов» во втором классе я использовала материалы презентации «Описание и признаки предметов». В ходе урока дети экспериментировали, анализировали, делали выводы. А слайды презентации помогали детям обобщить и закрепить полученные знания о том, что такое предмет, что есть предметы, не имеющие цвета, что все предметы делятся на четыре группы: по цвету, форме, названию, материалу. Затем ученики работали с компьютером в цифровых образовательных ресурсах для второго класса, размещенных на сайте www.school-collection.edu.ru, где закрепили умение выбирать общее название для заданной группы предметов. На уроке в третьем классе, изучая тему «Алгоритм. Виды алгоритмов. Способы записи», я использовала презентацию, которая охватила все этапы урока. Дети вспомнили, что такое информация, поработали с правилом об алгоритме, пытались расшифровать закодированную информацию. Все свои ответы, выводы дети могли проверить, глядя на слайды презентации, еще раз повторяя изученный материал.    На компьютере ученики так же работали в цифровых образовательных ресурсах для третьего класса, размещенных на сайте www.school-collection.edu.ru, где самостоятельно записывали алгоритм. А после этого детям был задан вопрос о видах алгоритмов. Глядя на последний слайд презентации, они узнали, что алгоритм может быть не только линейным, потому что Дед Мороз, который был на слайде, приготовил задание с новым, неизвестным пока, видом алгоритма. Таким образом, весь урок дети были увлечены работой.
Также на своих уроках я использую развивающие упражнения: геометрические головоломки, считалки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, логические задачи, кроссворды, стихи, ребусы – всё это направлено на формирование и совершенствование памяти, внимания, мышления. Развивающие упражнения способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, при этом младшие школьники легко с удовольствием овладевают новой терминологией.
Ребятам нравится играть на уроках информатики.  С одной стороны, они видят, что человек в своей деятельности весьма часто руководствуется различными алгоритмами, а понимание сути своей собственной алгоритмической деятельности важно для каждого человека.
С другой стороны младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибаться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.

Изучение информатики в начальной школе

В статье Гайворонской Евгении Павловны интересно изложен её опыт преподавания информатики в начальной школе. Приведены примеры творческих заданий, проводимых с детьми начальной школы. Преподавание информатики в начальной школе является сейчас актуальной темой.