ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

 
ИСПОЛЬЗОВНИЕ  ИКТ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Булатова Юлия Станиславовна (stanovna@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 им. В. М. Глушкова (МОУ лицей №3), г. Шахты Ростовской области.
Аннотация.
В тезисах обосновывается актуальность, практическая значимость и целесообразность использования ИКТ на уроках иностранного языка в современной школе на основе обобщения собственного педагогического опыта.
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий.
Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка позволяет учителю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным, способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.
Дидактическими преимуществами ПК по сравнению с другими средствами обучения являются: полифункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, многообразие возможных режимов организационных форм работы.
Компьютер является незаменимым помощником учителя, так как:

  • облегчает создание раздаточного и дидактического материала, а также проверочных заданий;
  • позволяет представить максимальную наглядность на уроках (слайды, анимация и др.);
  • способствует формированию устойчивой мотивации к осуществлению иноязычной деятельности;
  • заменяет целый ряд технических средств;
  • позволяет задействовать одновременно зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что облегчает восприятие информации;
  • способствует реализации личностно-ориентированного подхода, позволяя обучаемому работать в удобном для него ритме, реализовывать свои творческие способности, развивать навыки самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;
  • способствует использованию разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
  • вовлекает учащихся в сознательную деятельность;
  • расширяет границы окружающего мира (общение в режиме on-line);
  • обеспечивает использование аутентичных звуковых материалов высокого качества звучания;
  • делает возможным использование тестовых задач с моментальной проверкой.

Следует помнить, что «компьютер рассматривается не как метод обучения, а лишь, как средство, при использовании которого обучающийся может наилучшим образом развить различные языковые навыки» (Марк Воршер), а создать оптимальные условия практического овладения языком для каждого учащегося - основная задача учителя.
Выделяют несколько основных направлений использования ИКТ на уроках:

  • использование готовых мультимедийных продуктов;
  •  создание собственных мультимедийных и обучающих программ;
  •  создание собственных мультимедийных презентаций;
  • использование Интернет ресурсов.

Неоценимую помощь учителю на современном этапе обучения иностранным языкам для развития навыков аудирования и других видов речевой деятельности, а также для отработки и закрепления лексического и грамматического материала оказывают интерактивные задания, предлагаемые различными мультимедийными учебными программами.
Они позволяют задействовать одновременно зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что облегчает восприятие информации, позволяет реализовать личностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы к обучению, делают уроки динамичными и увлекательными, способствуют повышению мотивации учащихся, заменяя довольно монотонное прослушивание аудиозаписей выполнением интересных игровых заданий. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.
Мультимедийные обучающие программы представляют собой образцы аутентично­го языкового общения, создают атмосферу реальной языко­вой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным и эмоциональным.
 Мультимедийные программы являются незаменимым подспорьем для активизации и закрепления тематических лексических единиц, так как позволяют обеспечить многократное их повторение, сопровождающееся предъявлением изображения, повышают мотивацию учащихся и вовлекают непроизвольное внимание в процесс запоминания.
Для проверки усвоения лексических единиц и грамматического материала учащимися можно использовать несложные презентации, выполненные в форме загадок или тестов множественного выбора, в которых слайды заданий и правильных ответов чередуются (используются во время речевой зарядки при фронтальной работе с учащимися).
Использование информационных компьютерных технологий расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, повышает эффективность урока, делает его ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
Наиболее удобен в использовании интерактивный курс английского языка «24/7 Teen Talk English» (9-13 лет),Young Digital Planet S. A., 2009, так как программа предусматривает для учителя возможность создавать собственные уроки из материалов курса, располагая их в любом порядке в соответствии с темой и задачами конкретного урока. Введение лексики сопровождается красочным изображением и озвучиванием лексических единиц. Проверочные упражнения разработаны в виде кроссвордов и мини-игр, заданий на соотнесение изображения лексических единиц и графического написания слов. Аудиоматериалы представлены в форме комиксов и анимационных роликов.
Наиболее интересными интерактивными заданиями для учащихся являются игровые задания: «Составление фоторобота» («Английский язык от A до Z. Миссия: Шпион. Часть 1». «Русс бит-М».), поиск карточек в комнате и угадывание описываемого предмета мебели и еды («Иностранный язык в 3 приёма. Triple Play Plus! In English»), «Найди фею» и «Волшебное зеркало» ("Баба-Яга за тридевять земель", "COM MEDIA"), "Угадай животное" и "Телешоу" ("Учите английский (уровень Intermediate)". "Euro Talkinteractive"), которое даёт учащимся возможность соревноваться в ответах на вопросы с виртуальным игроком или с одноклассниками.
Использование на уроках иностранного языка компьютерных презентаций позволяет реализовать коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Создание и использование мультимедийных презентаций является эффективным методом обучения, помогающим ученику осознать себя активным субъектом познания, обеспечивает реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Демонстрация красочных презентаций и видеоматериалов позволяет совершить виртуальное путешествие в страны, изучаемого языка.
Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных  ресурсов Интернета в процессе проектной деятельности учащихся.
При обучении письму хочется порекомендовать создание комиксов с помощью Интернет сайта  www.makebeliefscomix.com. Созданные комиксы можно раскрасить, распечатать, отправить по электронной почте. Домашнее задание в форме мини-проекта по составлению комиксов вызывает неподдельный интерес учащихся.
Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Они и облегчают работу учителя и вызывают огромный интерес у учеников, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, предоставляют учащимся дополнительный стимул в изучении иностранного языка.
 Использование новых информационных технологий, Интернет ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации, увеличению объёма выполненных заданий, возможности проявить творческие способности.
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщённой к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Комиксы - хорошая идея!

 Действительно, детям очень нравится такая работа.