ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Долганёва Елена Ивановна (donik63.63@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение  лицей №11 (МОУ лицей №11), г. Шахты.
 
Аннотация
 
 В статье рассматриваются возможности  преподавания предмета «Информатика и ИКТ» с использованием интерактивной доски.
Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся глобальном обществе. Возникает проблема формирования и развития информационной культуры личности, решить которую невозможно без информатизации образования, а информационные и коммуникационные технологии должны стать основой деятельности всех субъектов системы образования, потому что система образования по своей сущности есть система информационная. В современных условиях без использования коммуникационных технологий невозможно полноценно построить учебный процесс, поэтому задачей образования является выбор наиболее эргономичных и функциональных ИКТ-средств, которые бы максимально соответствовали целям и задачам обучения. Все большую популярность в учебном процессе сегодня приобретает такое ИКТ- средство как интерактивная доска. В рамках национального проекта «Образование 2008» наш лицей   стал обладателем двух мультимедийных комплексов c интерактивными досками SMART Board. Сегодня, спустя год, мы можем сделать вывод, что педагогические возможности электронной доски, как средства обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, изменяют механизм восприятия и осмысления получаемой учеником информации. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне. Осмысление информации может быть уже не только теоретическим, но и практическим, а именно: наглядно-образным или наглядно-действенным. А это позволяет обеспечить лучшее понимание и усвоение учебного материала в процессе обучения.
 
Конечно же, интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Надо отметить, что освоение новых технологий требует много труда и времени. Меняется и роль учителя. Он - не просто транслятор  информации – это личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь; это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, урок, ученика. Как учитель информатики, хочу отметить, что большая роль в формировании ИКТ-компетентности учащихся  в изучении предмета «Информатика и ИКТ», отводится компьютерному практикуму, особенно при изучении раздела «Информационные технологии» (пакет программ Microsoft Office, коммуникационные технологии). На этом этапе интерактивная доска является особенно эффективным средством для объяснения материала ученикам. Появляется возможность использовать самые разные материалы одновременно: презентационное ПО, видео-файлы, звуковые файлы, изображения и другие необходимые материалы. В ходе объяснения нового материала возможно комментировать все ресурсы прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Удобно использовать скрытые тексты, рисунки, схемы, графики, а затем показывать в ключевые моменты урока. Интерактивность доски также рационально использовать при решении задач. Учебный материал готовится заранее, что экономит время урока, позволяет решить больше заданий, чем на классическом уроке. Преимущество использования интерактивной доски в данном случае существенно, так как вся информация, появляющаяся в процессе урока, сохраняется, можно быстро вернуться и просмотреть ранее решенные задачи, повторить основные моменты, сделать выводы. Интерактивная доска позволяет передвигать объекты и надписи. Это свойство очень удобно использовать при изучении тем «Моделирование» и «Алгоритмизация и программирование», на этапе описания решения задачи в графическом виде, где этапы решения задачи изображены геометрическими фигурами. Учитель заранее готовит нужный материал, а учащимся дается возможность самостоятельно моделировать нужную алгоритмическую структуру. Конечно, нельзя утверждать, что результаты учащихся повысились только благодаря работе с интерактивной доской, но то, что ученики стали более активными на  уроке, быстрее запоминать материал – неоспоримый факт. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Мои наблюдения показали, что при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, повышается интерес к материалу и вообще к информационным технологиям. Новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения. Таким образом, использование информационных технологий позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективным.
 

Использование интерактивной доски на уроках информатики

На уроках информатики интерактивная доска играет огромную роль. В статье Долганёвой Елены Ивановны рассмотрены виды работ на уроках информатики с интерактивной доской, которые можно использовать и на других предметных уроках, имея в кабинете интерактивную доску. Хотелось бы узнать, какие нестандартные задания с использованием интерактивной доски, учитель использует на уроках ИНФОРМАТИКИ.