ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ GIMP И OPENOFFICE DRAW В 5 КЛАССЕ

ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ GIMP И OPENOFFICE DRAW В 5 КЛАССЕ

Шумилина Лариса Ивановна (shli26@bk.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 город Шахты
Аннотация.
Представлен опыт преподавания графических редакторов GIMP и OpenOfficeDRAW в 5-м классе средней школы: изучаются возможности программы, выполняются творческие работы. Это способствует быстрому и успешному последующему овладению новыми информационными технологиями, грамотному применению полученных знаний для творческой, учебной и научной деятельности, раскрытию и реализации творческого потенциала.
Одной из целей федерального компонента курса «Информатика и ИТ» является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ, а в результате изучения данного курса ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Проанализировав степень востребованности тех или иных информационных технологий для успешной учебной и научной деятельности учеников в школе, а именно: проектной деятельности, выступлений на конференциях, оформления докладов, рефератов, я сделала вывод о необходимости раннего освоения таких программ, как GIMP и Open OfficeDRAW.
Инструментальное средство для создания рисунков в графических редакторах GIMP и Open OfficeDRAWне входит в список программного обеспечения, предназначенного для обязательного изучения в рамках пропедевтического курса информатики. Тем не менее, как показывает практика, дети этого возраста с удовольствием изучают эти программы, успешно используют свои работы в  презентациях, создают анимации из своих рисунков, дидактические материалы, с помощью учителя справляются с различными задачами обработки информации, при этом проявляя свои творческие способности. Изучение таких программ может проводиться и в рамках факультативных, кружковых занятий или практической части урока по информатике и ИКТ.
В нашей школе информатика изучается учащимися уже со 2 класса (машинный вариант). Поэтому, переходя в 5 класс, они уже знакомы с графическим редактором MSPaint, умеют использовать в своей работе инструменты этого редактора.
Обучая детей по непрерывной программе с 5 классов по 11-й, я пришла к необходимости обучения программам GIMP и Open OfficeDRAW в 5-м классе. К этому моменту у детей уже сформированы начальные умения и навыки работы с ПК, с прикладными программами, в том числе с графическим редактором общего назначения. Кроме того, в этом школьном возрасте для обучения немаловажное значение имеет фактор интереса и гордости в освоении профессиональной программы, что повышает эффективность учебного процесса. На изучение и работу в программе GIMP и Open OfficeDRAW я отвожу 15 часов учебного времени и 34 часа внеклассной работы: четверть времени требуется на изучение основных возможностей программы, а остальные часы - практическая работа: создание творческих работ: коллажа и иллюстрации.
Изучая возможности GIMP дети осваивают:
·         всевозможные способы выделения объектов;
·         перемещение, копирование, вставку объектов;
·         инструменты редактирования изображения: осветление, затемнение, размытие и т.п.;
·         трансформацию объектов;
·         инструменты рисования;
·         работу с текстом;
·         работу со слоями;
·         применение фильтров.
Работая над собственным коллажем, дети подбирают графический материал из бумажных источников, сканируют, обрабатывают изображения, и, используя изученные возможности программы, создают сложные изображения. В качестве другой практической работы пятиклассникам полезно предлагать создание иллюстрации по эскизам. Дети подбирают рисунки, создают эскизы на бумаге и инструментами GIMPпытаются воспроизвести иллюстрацию. По окончании работы, оформляется выставка творческих работ и пополняется папка детских графических работ.
 Функциональность OpenOfficeDrawпозволяет учащимся:
·         cоздавать, форматировать и преобразовать объекты;
·         cоздавать, форматировать и редактировать объекты;
·         импорт растрово-графических объектов (в том числе, и в качестве текстур заливки векторно-графических примитивов).
Преобразование объектов включает:
·         изменение характеристик линий контура и заливки;
·         перемещение, изменение размеров и поворот;
·         группирование (превращение нескольких в один) и разгруппирование объектов;
·         вращение и зеркальное отображение;
·         преобразование примитивов — линий и контуров — в произвольные кривые или ломаные.
Работа с графическими редакторами GIMP и OpenOfficeDRAW подготавливает учащихся к работе в графических редакторах AdobePhotoshop, CorelDraw и MSWord. Изучение этих графических редакторов происходит подробно в 6 классе.
Работа с современными графическими редакторами даёт такой опыт освоения интерфейса современных приложений, что впоследствии дети с лёгкостью осваивают самостоятельно  знакомство с любыми программами.
Таким образом, изучение в раннем школьном возрасте специального графического редактора способствует достижению самых разных целей: быстрому и успешному последующему овладению новыми информационными технологиями, грамотному применению полученных знаний для творческой, учебной и научной деятельности по другим учебным дисциплинам, раскрытию и реализации интеллектуального и творческого потенциала.

ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ GIMP И OPENOFFICE DRAW В 5 К

Полностью согласна с автором работы. Безусловно, графический редактор - это хорошая среда для создания творческих работ, а подготовка к любой творческой работе - это кропотливый труд ученика по приобретению навыков работы с каждым инструметом. И фрмирование интереса не вызывает проблем: рисовать вообще интересно, на компьютере тем более.

Я считаю, что  Ваш опыт 

Я считаю, что  Ваш опыт  должен быть интересем  для всех учителей информатики, препадающих её со 2 класса или с 5 класса. В своей работе с учащимися 5 класса  изучаю технологию создания интерактивных презентаций и анимированных графических изображений.  Практика показывает, что именно в этом возрасте  повышен интерес к созданию творческих проектов, творческих работ по данной технологии.