Шахтинцы стали инициаторами и организаторами международного блок-форума

В конгресс-холле Донского государственного технического университета, в блок-хаусе «Точка кипения», 18 ноября 2019 года более 100 человек, среди которых были руководители образовательных организаций из Австралии, Германии, Великобритании, Марокко, Катара, Египта, Испании, ученые и специалисты России и стран дальнего зарубежья, деятели науки и культуры, руководители образовательных организаций и некоммерческих объединений, представители родительской общественности, учителя русского языка и литературы, студенты-филологи, приняли участие в международном блок-форуме в рамках просветительской программы по развитию практик обучения русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации.
Организационную работу по подготовке форума провели Кудрявцева Екатерина Львовна (Международный методсовет по многоязычию и поликультурной коммуникации ОЦ ИКаРУС, ФРГ), Усенко Светлана Сергеевна (МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»), Калмыкова Ольга Михайловна (начальник ОП и ПТМ ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты). Техническую и информационную поддержку блок-форума обеспечили специалисты ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты и ДГТУ г. Ростова-на-Дону.
Возглавили работу блок-форума проректор по учебной работе и непрерывному образованию Донского государственного технического университета Пономарева Светлана Викторовна, проректор по международной деятельности Донского государственного технического университета Шведова Светлана Викторовна.
Выступая перед участниками форума, Шведова С.В. отметила актуальность выбранного формата мероприятия, подчеркнула его значимость, коснулась важных аспектов поддержки и сохранения русского языка и языков народов России в условиях современного развития общества.
Работа форума была выстроена блоками: участники мероприятия приняли участие в пленарном заседании, а затем состоялась интерактивная работа специалистов в пяти разных тематических секциях.
Ярким событием форума стало последовавшее за работой секций прямой телемост из семи стран мира. Руководители русских школ за рубежом вели с форумчанами и друг с другом онлайн-диалог о необходимости расширения пространства русского языка и русской истории в мире, о борьбе с русофобией, о конкретных мерах поддержки русской языковой среды за рубежом в информационной, в образовательной, в гуманитарной сферах. Все участники телемоста единодушно пришли к общему мнению о важности и необходимости сохранения русского языка, равно как и языков народов России.
Итогом работы форума стал его круглый стол, участники которого поделились мнениями и практиками реализации поддержки русского языка в рамках различных учебных предметов.
Подтверждая слова делом, МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» поделилась собственным опытом эффективных практик продвижения русского языка, истории и литературы в сообществах соотечественников за рубежом, чем вызвала живой интерес зала, рассказав о авторском Международном культурно-образовательном сетевом проекте «Языки без границ», которому исполнилось уже три года.
О сложностях трансляционных способностей социума в условиях международных коммуникаций рассказал кандидат исторических наук Усенко Александр Николаевич (ОП и ПТМ ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты). Он отметил тревожную тенденцию негативного влияния сети Интернет на грамотность устной и письменной речи молодых людей и поделился собственным опытом дистанционного преподавания истории и культуры обучающимся стран Испании и Германии, о совместной сетевой работе над учебником истории для детей-билингвов из русскоязычных семей, проживающих за рубежом.
Крупный специалист в области Отечественной истории новейшего времени и истории казачества, доктор исторических наук, профессор Трут Владимир Петрович обратил внимание форумчан на своевременность и историко-политическую значимость блок-форума, акцентировав внимание присутствующих на состоявшееся 5 ноября 2019г. в Екатерининском зале Московского Кремля заседании Совета при Президенте по русскому языку, на котором обсуждались и вопросы поддержки и популяризации русского языка и литературы за рубежом.
Своим практическим опытом работы с детьми-билингвами поделилась Кудрявцева Екатерина Львовна, кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка как иностранного, неродного и одного из родных, специалист по билингвизму и межкультурной коммуникации (Германия). Она вызвала живой интерес специалистов к вопросам методической поддержки семей детей-билингвов.
Работу секций возглавили мастера своего дела:
секция «Формирование позитивного информационного контента о России как средство сохранения русского языка в билингвальных семьях»: Трут Владимир Петрович, доктор исторических наук, профессор;
секция «Эффективные коммуникации как инструмент развития новых форм и методов преподавания русского языка» (мастер-класс «Вузовские технологии обучения в школе на уроках русского языка»): Былкова Светлана Викторовна, заведующий кафедрой «Документоведение и языковая коммуникация» ДГТУ, кандидат филологических наук, доцент;
секция «Современное состояние и перспективы развития билингвального образования и преподавания русского языка как иностранного для всех уровней владения языком в России и за рубежом»: Ковтуненко Инна Викторовна, заведующий кафедрой «Русский язык как иностранный» ЮФУ, кандидат филологических наук, доцент;
секция «Современные образовательные технологии развития коммуникативной компетенции обучающихся в поликультурной среде»: Осадченко Наталья Геннадьевна, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат педагогических наук;
секция «Перспективы международного сотрудничества в рамках этнокультурного образования»: Звонарева Ольга Викторовна, руководитель Центра выявления и развития талантов детей молодежи «Территория таланта», эксперт Межгосударственного экспертного совета «Лучшее в образовании» (г.Москва), член Канадской ассоциации дополнительного образования.
Значимым явилось выступление директора МБОУ Чалтырской школы №1 Хаспекян Аллы Григорьевны. Она отметила общность интересов и проблем в языковой среде у детей-билингвов села Чалтырь и их сверстников из европейских стран, осветила ряд проблемных точек в работе педагогического коллектива с детьми-билингвами.
Особое внимание специалистов привлекло выступление председателя родительского совета МБОУ СОШ №21 г.Шахты Зуевой Татьяны Владимировны. Она акцентировала внимание собравшихся на непростой и животрепещущей теме разработки и реализации программ инклюзивного образования. Расширение спектра специальных программ для особенных детей, поддержка и сопровождение, мягкая адаптационная среда, социализация детей, завершивших учебу, – вот далеко не полный перечень вопросов, которые были затронуты на форуме.
В ходе многочасовой работы форума на его площадках были подняты вопросы эффективных практик продвижения русского языка и литературы в сообщества соотечественников за рубежом. Участники форума коснулись сложностей трансляционных способностей социума в условиях международных коммуникаций, перспективных направлений кросскультурных и языковых коммуникаций народов России постсоветского пространства и соотечественников за рубежом.
В ближайшей перспективе организаторы мероприятия, специалисты и ученые договорились о совместной разработке методических пособий, словарей, дидактических материалов, сайтов, YouTube-канала для поддержки и продвижения русского языка среди соотечественников, проживающих за рубежом.
Подводя итоги работы форума, его участники выразили уверенность в том, что проблема сохранения и развития языковой среды, межкультурной коммуникации, вопросы билингвального обучения и другие важные направления развития языковой среды и культуры не только найдут своё дальнейшее обсуждение в обществе, но и позволят успешно решать проблемы культурологического характера и межкультурной коммуникации в дальнейшем.
Государственным заказчиком осуществленного шахтинскими специалистами мероприятия в рамках просветительской программы по развитию практик обучения русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации выступило Министерство просвещения Российской Федерации.
Федеральным оператором блок-форума явилась автономная некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий» (г. Москва).