О положительном опыте работы замещающего родительства центров помощи детям города Шахты

Наличие в России и в частности городе Шахты, многочисленной и постоянно пополняемой социальной группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует полноценной и эффективно функционирующей системы их устройства и воспитания. Развитие различных форм семейного устройства является залогом деинституционализации и нуждается в активной поддержке и стимулировании. Предпосылкой эффективного функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать профессионально грамотное сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.
На базе Шахтинского центра помощи детям №1 и Шахтинского центра помощи детям №3 создан клуб замещающих семей. В Клубе занимаются опекуны, приемные родители и усыновители, их дети, родные и приемные, а также лица, заинтересованные в решении проблем социального сиротства. Вся деятельность Клуба носит социально-практический характер и направлена на формирование творческого, познавательного, социально-позитивного, развивающего опыта замещающих родителей посредством реализации мероприятий Клуба. Замещающие родители имеют возможность поделиться своими радостями и трудностями с такими же принимающими семьями, почувствовать, что они не одиноки, что рядом есть не только специалисты, готовые их поддержать, но и семьи со схожими ситуациями. Довольно часто опекунами (попечителями) становятся именно бабушки и дедушки - пенсионеры, которые сталкиваются с массой проблем в воспитании приемных детей, особенно с трудностями в общении с подростками. Не стоит забывать, что их собственный родительский опыт зачастую был неудачным. Поэтому особое внимание было уделено работе специалистов с семьями опекунов (попечителей). При организации деятельности Клуба центры помощи учитывают специфические интересы разных категорий замещающих семей: приемных семей, опекунских семей, усыновителей. Периодичность и тематика встреч, а также выбор форм и методов работы с замещающими родителями определяются запросами самих участников Клуба.
Особый интерес у приемных родителей и усыновителей вызывают вопросы, связанные с «тайной усыновления», взаимодействием с биологическими родителями приемного ребенка, взаимоотношениями родных и приемных детей в семье. Опекуны активно обсуждают «трудное поведение» воспитанников в семьях.
На занятиях в Школе приемных родителей слушатели приобретают теоретические знания по упомянутым выше темам, а на встречах Клуба больше времени отводится на рефлексию участников.
Центрами помощи были выбраны следующие формы работы с замещающими семьями: групповые занятия, индивидуальные и групповые консультации для замещающих родителей.
В работе с замещающими родителями используются такие методы, как тренинги детско-родительских отношений, дискуссии, мастер-классы, обмен опытом, совместные праздники.
Родители с гордостью рассказывают об успехах своих детей в различных сферах: учебе, творчестве, спорте. Многие приемные родители испытывают страх по поводу плохой наследственности ребенка, которого они планируют принять в свою семью. Распространение положительного опыта воспитания детей из центров помощи разрушает подобные стереотипы, показывая, что ребенок не обязан повторять судьбу кровных родителей.
Членами Клуба являются как взрослые, так и дети. Взаимодействие с приемными родителями в клубной деятельности позволяет детям усваивать образцы и нормы поведения, нравственные понятия, способствует формированию адекватной самооценки, развивает позитивное отношение к окружающему миру.
Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, практическая направленность, ненавязчивость обучения различным приемам взаимодействия с детьми – все это способствует заинтересованности замещающих родителей к посещению мероприятий Клуба.
Положительный опыт работы позволяет выделить критерии эффективности работы Клуба:
- высокая посещаемость замещающими родителями всех планируемых встреч;
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;
- применение родителями полученных навыков в воспитании и развитии детей;
- положительная оценка деятельности Клуба замещающими семьями и направленность на дальнейшее сотрудничество со специалистами центра.
Работа Клуба способствует:
- сплочению и обмену опытом участников Клуба;
- повышению психолого-педагогической культуры замещающих родителей;
- оптимизации детско-родительских отношений;
- социализации замещающих семей в обществе;
- повышению уровня семейной культуры.
Конечно, мы в самом начале пути. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что участие в деятельности Клуба приносит несомненную пользу его членам - замещающим семьям.